Пустырь. И на нем умирающий храм

Впервые я увидел Спасо-Преображенский храм весной 1977-го. В тот день отец – он тогда работал шофером в «Сельхозтехнике» — должен был возить удобрения на поля, и я напросился с ним.
Выехали рано утром, было пасмурно. Сразу же, как возле Межной старая дорога на Ирбит свернула к Нижней Синячихе, в глаза, засоренные привычным горизонтом, вонзилась взмывающая к небесам туманная громада храма. Она медленно приближалась, вырастая, выявляясь…
А когда мимо промчались первые дома села, и машина круто повернула влево, храм вдруг торжественно выступил из-за поворота, великолепный и неожиданный!

Спасо-Преображенская церковь
Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе.
Снимок Виктора Чехомова.

Отец искоса посмотрел на меня и притормозил:
— Что, нравится? Посмотри… Такого больше нигде не увидишь!
Немного помолчал и добавил:
— Сделали все-таки... Добился Самойлов. Видел бы ты, что здесь лет десять назад творилось…
Отец креста не носил и в церковь не ходил. Да и в Бога не верил. Но последние слова он выговорил с такой неприязнью, что стало ясно: того, что творилось здесь лет десять назад, он, мягко говоря, не одобряет.

Поруганный и изуродованный

Мне повезло, я никогда не видел Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе поруганным и изувеченным. Таким, каким его нашел в 1967 году Иван Данилович Самойлов.

Спасо-Преображенский храм. Реставрация
Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе.
Начинается реставрация.

Вот что он позднее запишет в своем дневнике:
«В церкви совхоз разместил на бывшей паперти электрическую мельницу, в алтаре нижнего этажа – сушилку для зерна, остальное помещение занято под склад. Церковь находится на грани гибели. Крыша между колокольней и храмом раскрыта, купол второго этажа намок и позеленел, еще год-два и может обрушиться. Совхоз собирается выломать стену в нижнем алтаре, чтобы можно было заезжать туда на автомашине. Сильно разрушен главный вход, в стенах – проломы, частью выломаны оконные проемы. Штукатурка наполовину отвалилась, а кирпич выкрошился. Очень пострадали главки. Стенная роспись в нижнем этаже побита, в алтаре закопчена парами и сажей от сушилки…»
Изуродованный храм, умирающий в одиночестве.
Вокруг – ничего.

Еще нет ни часовен – они тоже медленно умирают в своих умирающих и уже умерших «неперспективных» деревнях; ни сторожевой башни, срубленной в начале века из кондовой сосны, выросшей в Ирбитском бору, — ее привезут сюда в 1979, и вовремя, еще бы чуть-чуть и пошла бы на бани; ни крестьянских изб из XIX, из XVIII, из XVII веков – Самойлов соберет их здесь уже в начале восьмидесятых…
Ничего нет, ничегошеньки… Руина и пустырь вокруг.

Яковлевы и строительство в Нижней Синячихе Спасо-Преображенского храма

И ничего не напоминало о тех временах, когда два с половиной века назад здесь – в Алапаевске и окрест его – с 1766 года, после того, как он втридорога купил у Александра Гурьева, отставного лейб-гвардии секунд-майора, четыре чугунолитейных и железоделательных завода – Алапаевский, Синячихинский, Верхне- и Нижне-Сусанские – разворачивал свою горнозаводскую империю Савва Яковлевич Яковлев.

Савва Яковлевич Яковлев
Савва Яковлевич Яковлев, урожденный Собакин,
мещанин из городка Осташкова Тверской губернии.
В Санкт-Петербурге был замечен императрицей Елизаветой Петровной,
точнее ею был замечен не он, а его голос, когда он,
зазывая покупателей, пел : «Те-е-ля-ти-и-на! Све-е-жа-я те-е-еля-ти-и-на!”
Хорошие голоса были слабостью императрицы,
и он был удостоен чести стать поставщиком телятины ко двору Её Величества.
Так он сделал первый шаг к сколачиванию своего состояния,
которое вскоре стало так велико, что известнейшие богатеи того времени –
Твердыщевы, Мясоедовы и даже Демидовы рядом с ним казались нищими…

Подробнее о Савве Яковлевиче Яковлеве можно посмотреть вот тут - https://literny.ru/ogljanis-nazad/alapaevskij-zavod#more-248

В 1769 году рядом со старым Синячихинским заводом он начинает строить новый – чуть выше по течению – Верхнесинячихинский железоделательный. Яковлев связывал большие надежды со всеми этими заводами — в 1781 году он объединяет их в Алапаевский горный округ, а Алапаевск получает статус уездного города.

Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе «был начат постройкою 12 мая 1794 года», и начало его строительства связано с именем сына Саввы Яковлевича — Сергея Саввича Яковлева, который после смерти родителя в 1784 году унаследовал заводы Алапаевского горного округа.

Боровиков. Портрет Сергея Саввича Яковлева
Сергей Саввич Яковлев.
Портрет работы В.Л. Боровиковского

До вступления на престол Павла I, который, переиначивая все начинания своей матери Екатерины Великой, превратит Алапаевск из уездного города в заштатный, порушив тем самым амбициозные планы Яковлевых, остается еще целых два года.

Величественный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе, на тракте Ирбит – Тагил, в 14 верстах от уездного Алапаевска – храм удивительный, неповторимый, уникальный, должен был встречать или напутствовать в дорогу всех, кто въезжал в центр горнозаводской империи Яковлевых или покидал его.

Ещё не так давно считалось, что время не сохранило имен тех зодчих, что строили Спасо-Преображенский храм. По одной версии предполагалось, что это были мастера из Тобольска – Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе очень похожа на известную тобольскую церковь Захария и Елизаветы, выстроенную в 1759 – 1776 годах, ту самую, с которой берет свое начало сибирское барокко. Однако в архивных документах эта версия подтверждения себе пока не нашла. Среди местных жителей существует легенда, что храм строил итальянец.

Но мне наиболее близкой к истине представляется версия, которую высказал краевед из села Кировского Иван Павлович Жижелев — Спасо-Преображенский храм был построен по проекту петербургского архитектора Готлиба Христиана Паульсена. Она изложена вот здесь - https://literny.ru/ogljanis-nazad/nizhnjaja-sinjachiha#more-330

Расписывать же храм впоследствии – в начале XIX века — были приглашены художники Петербургской Академии художеств.

Замыслы были, судя по всему, далеко идущие. Но через два года, в 1796-м, фортуна отвернулась от Сергея Саввича — он оказался меньшим «удачником», чем его предприимчивый и неразборчивый в средствах отец. Сначала Алапаевск был разжалован из уездных столиц, потом началась Отечественная война 1812 года, когда Сергей Саввич – патриот своего Отечества – отказался от оплаты за военные поставки заводов Алапаевского горного округа…

В общем, строительство Спасо-Преображенского храма затянулось более чем на четверть века, завершения его он так и не дождался, умер в 1818 году. Впрочем, он мог, хотя опять-таки никаких достоверных данных на этот счет нет, присутствовать на освящении нижнего храма в честь Покрова Богородицы 3 февраля 1807 года.
Строительство же было завершено лишь в 1823 году, а освящение верхнего храма – в честь Преображения Господня — состоялось 3 июня 1845 года.

Укрепляя в тяготах и даруя надежду на жизнь вечную

Дальнейшая история храма представляется обычной и благополучной – он просто выполнял свое предназначение: укреплял слабых в тяготах земной жизни и даровал православным надежду на спасение и жизнь вечную.

В 1895 году от удара молнии сгорел шпиль колокольни. Когда Самойлов будет вести реставрационные работы, его мастера 3 июня 1974 года получат весточку от мастеров, которые тогда восстанавливали шпиль после пожара, — незамысловатые, написанные зеленой краской на досках слова: «Село Шогрыш мастер Никонов Прохор Леонтьевич. Красили шпиль братья Никоновы с Ионом и Поладием Прохоровичи».

Книга «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданная в 1902 году, в записи о Спасо-Преображенском храме в Нижней Синячихе указывает, что прихожан его насчитывается 1830 мужского и 1907 женского пола; среди церковной утвари особо упоминает старинную оловянную дарохранительницу. Отмечает также, что в архиве церкви есть «грамота Сильвестра, Митрополита Тобольского и Сибирского, от 17 марта 1754 года, из которой можно усмотреть, что приход образовался в 50-х годах XVIII столетия с постройкою деревянного храма в честь Преображения Господня, с отчислением в сей приход двух деревень из соседнего монастыря Невьянского и пяти деревень от Алапаевского прихода».

В «Справочной книжке Екатеринбургской епархии» за 1915 год находим о Спасо-Преображенской церкви следующее: «…каменная, построена в 1823 году, двухпрестольная. От консистории в 165 верстах, от постовой станции «Алапаевская» в 10 верстах. По штату положены: 1 священник и 1 псаломщик. Прихожан 1092 мужского пола и 1663 женского пола… Содержание: жалование от завода священнику 240 рублей, псаломщику 60 рублей, доходов 800 рублей, процент с причтового капитала 36 рублей. Для священника дом. Настоящий состав причта: священник Николай Павлинов Удинцев, 52 лет, из семинарии, с 1885 года, имеет скуфью. Псаломщик Иоанн Арсениев Дягилев, 60 лет, уволенный из среднего отделения духовного училища, с 1873 года».

Тот, кто тогда столь старательно и тщательно записывал эти цифры, еще не знал, и даже предположить не мог, что всего через два с небольшим десятилетия, в недоброй памяти 1937-м, местные комсомольцы будут затягивать петли веревок на шеях колоколов, с остервенением ломать иконостас, плясать на иконах, рубить и жечь их на глазах у всего народа…

Но каменное тело храма – оно несравненно прочнее, чем храм тела человеческого. Это – иногда – дает надежду на спасение. Если приходит спасающий.

 

Продолжение вот тут -  https://literny.ru/we/samojlov

Окончание вот здесь - https://literny.ru/we/nizhnyaya-sinyachiha-muzej

А вот тут ещё информация к размышлениюhttps://literny.ru/ogljanis-nazad/nizhnjaja-sinjachiha

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Комментарии 2

  • И опять у храма нет заботливой руки, разрушаются сложные элементы под крышей, Кому доверено за этим следить к обязанностям относится спустя рукава. Иван Данилович лежит рядом, а сделать уже ничего не сможет в защиту своего детища.

  • Году в 1968 — 1969 проезжали с отцом на мотоцикле по дороге, идущей вдоль Нижней Синячихи. Отец попросил остановиться у церкви. По периметру фундамента, опоясывающего территорию, стояли несколько столбов под литую изгородь. Но почти все без ограды. Кажется, только несколько участков, уходящих вглубь территории, были с решетками. Зашли внутрь, на расстоянии метра 4-5 от входа была насыпана пшеница. Сгуртована так, что верхушка подходила под самые окна. Окна были застеклены, весь храм изнутри был побелен и, видимо, очень давно, так как побелка уже была серая со слоем пыли. Я забрался наверх этой кучи, пробрался по насыпи к окну. Сквозь "побелку " была видна старая роспись, пробивавшаяся из под известки. Немного провел рукой, но пыль настолько въелась, что увидеть нанесенное «изображение» не получилось. Почему никого не было из работников в это время, мне и в голову не приходило осмысливать. Насчет размещения каких-либо механизмов в алтаре тоже не осело в памяти. Было понятно, что здание старинное, со старинными росписями и служившее зернохранилищем.

    ...Осенью 1971-го или весной 1972 года я работал на АМК в литейно-механическом цехе. Начальником цеха был Векшин, его замом — Спиридонов, а начальником литейного участка Русаков. Туда и поступил заказ на изготовление модели элемента литой решетки для реставрации ограды вокруг Синячихинской церкви.

    Мастером в «моделке» был Алексей Макарович Павленко. Участок был небольшой, человек 15 модельщиков. Работали «могучие» ветераны, деды — Волосников, Старцев, Юлиан Клочко, и поколение помладше — Саша Лукоянчиков, Олег Дмитриев, Витя Павленко, Юра Булыгин, ну, а я был самый молодой, после 6 месяцев ученичества сдавший на 4 разряд. Так вот Макарыч передал этот заказ и его чертежи Юлиану Клочко.

    Юлиан трудился над ним около десяти дней. В паузах моей работы он доверял мне прошпаклевать переходные детали деревянных сочленений и зачистить их от неровностей. Наши верстаки были рядом, и было интересно наблюдать, как он «хлопотал» над этой работой Юлиан. Конечно, все знали о предназначении модели этого заказа. Церковь начинали реставрировать. После изготовления этой модели её отправили в чугунолитейку и отлили ту решетку, которая по сей день стоит, как ограждение собора.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика