Без ретуши

Когда речь заходит об истории фотографии в Алапаевске, то одним из первых сразу вспоминаешь Юрия Трофимова.

Юрий Трофимов - легенда в истории фотографии Алапаевска
У шахты на Межной. Юрий Трофимов в центре. 18 июля 1991 года.

«Без ретуши» — так называлась его персональная выставка. Несколько лет назад она экспонировалась в музее Алапаевского металлургического завода. И это короткое и емкое, без вычурных пустопорожних словесных прибамбасов и выкрутасов, название как нельзя лучше отражало тогда и её, и его суть.

Мгновенные черно-белые отпечатки бытия, выхваченные внимательным взглядом из безвозвратно утекающей в небытие реки жизни. Только лица. Смеющиеся, взгрустнувшие, с хитрецой, простодушные, недоумевающие, самоуверенные… Разные лица обыкновенных людей. Из тех, которые были бы обречены на забвение, если бы их не заметил он, Юрий Трофимов. И не «щелкнул» бы их своим фотоаппаратом, даровав тем самым право на память. Просто так, мимоходом.

«Супруги в сосновом бору». Снимок Юрия Трофимова.
«Супруги в сосновом бору».
Снимок Юрия Трофимова.

На выставке – десятки таких лиц. А на сотнях черно-белых фотопленок в его архиве – таких лиц тысячи. Поэтому, думаю, не ошибусь, если скажу, что Трофимова в городе знают все. Или – почти все. Потому что он всех когда-нибудь, хоть раз, но сфотографировал. Большинство знает его в лицо. Все остальные по особым приметам – невысокий, в берете, с бородой и с фотоаппаратом. Берета, правда, иногда может не быть. Борода изредка может менять размер и очертания. А вот фотоаппарат есть всегда, иногда даже кажется, что он так прямо с ним и родился. Хотя отношения с фотографией у него странные.

«Мальчишки». Снимок Юрия Трофимова.
«Мальчишки». Снимок Юрия Трофимова.

Трофимов не профессиональный фотограф – я не могу его представить, например, работающим в какой-нибудь фотостудии от и до и фотографирующим всех желающих.

— Скажите «Чи-и-и-из!»

Или:

— Улыбнитесь! Сейчас отсюда вылетит птичка!

Он не умеет так чирикать.

Хотя он, конечно, может, «сделать вам красиво». И даже сделает, если вы его об этом попросите, и даже не просто красиво, а очень красиво. Но… Ему это неинтересно. Фотография для него не профессиональное призвание.

«Семья». Снимок Юрия Трофимова.
«Семья». Снимок Юрия Трофимова.

Но и не хобби – не «одна, но пламенная страсть». Он, конечно, все равно снимет вас не только так, как вам хотелось бы, но и по-своему тоже, но он при этом никогда не станет топать ногами, доказывая и навязывая правильность своего взгляда и замыленность вашего.

Я думаю, что фотография для Юрия Трофимова – способ осмысления того, что происходит вокруг и рядом. А если принять на веру декартово cogito ergo sum — «мыслю, следовательно существую», то ещё и способ существования, или, если без философских заморочек – жизнь.

«У забора на улице Володарского». Снимок Юрия Трофимова.
«У забора на улице Володарского». Снимок Юрия Трофимова.

В книге отзывов тогда на выставке кто-то написал, что его снимки – это «галерея застывших эмоций». Не думаю, что это верно. Эмоция – это то, что на виду, снаружи. Если бы он ловил то, что видно всем, его снимки вряд ли так притягивали. Трофимов глубже – он видит то, чего никто, кроме него, не замечает. Он пытается из быта вытащить бытие, а из человека – самую его суть. И очень часто ему это удается. Поэтому его фотографии перестают быть  фотографиями из Алапаевска и только, и не более того. Они перестают быть просто мимолетными снимками, они начинают претендовать на бессмертие. Не только на ныне, но и на — во веки веков.

«Цыганочка». Снимок Юрия Трофимова.
«Цыганочка». Снимок Юрия Трофимова.

Таких работ на той выставке Юрия Трофимова было много – «Мальчишки», «Сосед», «Пока ладонь в ладони», «У забора на Володарского», «Семейная пара в сосновом бору», «Я спокойно встречу смерть»…

И самая пронзительная – «Последнее лето».

«Пока ладонь в ладони». Снимок Юрия Трофимова.
«Пока ладонь в ладони». Снимок Юрия Трофимова.

 

«Сосед». Снимок Юрия Трофимова.
«Сосед». Снимок Юрия Трофимова.

 

«Я спокойно встречу смерть». Снимок Юрия Трофимова.
«Я спокойно встречу смерть». Снимок Юрия Трофимова.

 

«Последнее лето». Снимок Юрия Трофимова.
«Последнее лето». Снимок Юрия Трофимова.

Трофимов в них не рассыпается в комплиментах, но он и не проговаривает вслух и в лоб страшные истины.

Он просто свидетельствует – это вот так. Не хорошо и не плохо, а просто вот так. А как так – как будто по правде, или так и есть на самом деле – решать вам, а не ему, человеку с фотоаппаратом, чей путь случайно перекрестился с вашей дорогой. Но каждая его фотография – веха на этой дороге.

Не знамение.

Но – знак.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика