Время московское

«В России есть две беды: дураки и дороги». Очевидно, что тот, кто сказал эту бессмертную фразу, жил еще в дожелезнодорожную эру и знал только два способа передвижения по суше – пешком и на лошадях.

Птица-тройка
Эх, тройка, птица-тройка…

Второй был быстрее и комфортнее. Цок-цок-цок – стучат копыта… Стучат подковами. И, видимо, далеко не всегда счастливыми.

Потом появились железные дороги. Помните пронзительные стихи Есенина об отчаянных гонках жеребенка и паровоза?

Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Хотя когда они вышли на старт в первый раз — 18 сентября 1830 года — победа осталась за живым конем.

Мальчик с пальчик
18 сентября 1830 года, США, знаменитое соревнование
первого в стране паровоза Tom Thumb — «Мальчик-с-пальчик» — с конным экипажем.
Оно состоялось за три месяца до ввода в эксплуатацию первой железной дороги на паровой тяге.
«Железный конь» тащил вагон с 40 пассажирами по 9-мильному рельсовому пути
от местечка Райлиз Таверн до города Балтимора, что в штате Мэриленд.
У паровоза потек котел и «Мальчик-с-пальчик» не дотянул до финиша...

В конечном счёте паровоз все-таки выиграл это историческое соревнование. Но жеребенка — жалко.

Странно, но мысль про дороги как беду приходит мне в голову только насчет автомобильных дорог. И никогда — насчет дорог железных. В железных дорогах есть какая-то железная надежность. Мчит ли вас поезд по бесконечной и бескрайней барабинской степи, ныряете ли вы вместе с ним в жерла кавказских туннелей, карабкаетесь ли, извиваясь змеей, меж приамурских сопок – везде его колеса твердо опираются на одни и те же стандартные рельсы, одинаково стучат на стыках. И везде одно и то же время – московское.

Паровоз
«Рабочая лошадка» советских железных дорог — паровоз серии «Э».
В моем детстве они ещё бегали под мостом через речку Алапаиху
и плющили в лепешки положенные мной на рельсы копейки и пятаки...

Железная дорога – это не просто средство передвижения, это особый образ жизни.
Вы начинаете вести его еще задолго до того, как за вашей спиной останется привокзальная площадь и вы окажетесь в деревянном здании цвета безоблачного неба, всегда встречающем и провожающем вас одним коротким словом: АЛАПАЕВСК.

Вокзал Алапаевск
Привокзальная площадь в Алапаевске.
Снимок Юрия Дунаева.

Вы чаще смотрите на часы, начинаете прислушиваться к звукам, которые доносятся со станции, вы даже нервно переступаете с ноги на ногу во время непродолжительного ожидания в очереди у билетной кассы. И, получив, наконец, билет, тут же забываете обо всем на свете, и спешите на перрон, туда, откуда доносится:

— Начинается посадка на пригородный поезд…

Вы пробегаете мимо полыхающих астрами и георгинами клумб к недавно появившемуся в расписании скоростному поезду на Екатеринбург – отправление 03.23, прибытие на конечную станцию 07.29 по Москве. Всего четыре часа в пути вместо обычных пяти с половиной. И почти не останавливаясь у каждого столба.

Вокзал Алапаевск. Тепловоз
Привокзальная площадь в Алапаевске.
Снимок Юрия Дунаева.

В вагоне уже пахнет жареной курицей — традиционным блюдом пригородных поездов, таким же неизменным, как чай в тонких стеклянных стаканах с алюминиевыми подстаканниками в поездах дальнего следования; вздыхают открываемые бутылки минеральной воды, звучат знакомые дорожные слова:

— Он без остановок идет?

— Почти. В Егоршино останавливается, в Реже…

— Ты чем кроешься, трефы же козыри!

— Как тибетцы прозвали снежного человека? Из четырех букв…

— Дед Мороз!

— Сам ты Дед Мороз! Я же сказал, из четырех букв…

Я , по привычке оставшейся ещё с безвозвратно канувших в Лету советских времен, достаю из кармана купленные ещё вчера «Известия» — в глаза бросается: «Железные дороги подорожают». Брифинг президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина. Президент говорит о том, что его отрасль находится в ужасном состоянии, что компания почти в критической ситуации, рентабельность минимальна, износ основных средств огромен. И что для исправления сложившейся ситуации он снова намерен добиваться от правительства индексации тарифов, оптимизировать структуру управления компанией, повышать уровень контроля за работой ее подразделений.

Вот, какие, значит, ветры будут дуть в высших железнодорожных сферах.

Перрон Алапаевск
Какой маленькой кажется станция Алапаевск с перекидного моста!
Снимок Юрия Дунаева.

Какой маленькой кажется станция Алапаевск с перекидного моста!
Снимок Юрия Дунаева

Состав вздрагивает и медленно отходит от перрона.
— Мама! Это мы поехали или вокзал?
— Это мы поехали, девочка.

Станция Алапаевск
Впрочем, с перрона вокзал тоже не поражает воображение размерами...
Снимок Юрия Дунаева.

А вокзал остался.
Ждать.
Встречать.
Провожать.
И желать счастливого пути.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

2013

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика