Время московское

«В России есть две беды: дураки и дороги». Очевидно, что тот, кто сказал эту бессмертную фразу, жил еще в дожелезнодорожную эру и знал только два способа передвижения по суше – пешком и на лошадях.

Птица-тройка
Эх, тройка, птица-тройка…

Второй был быстрее и комфортнее. Цок-цок-цок – стучат копыта… Стучат подковами. И, видимо, далеко не всегда счастливыми.

Потом появились железные дороги. Помните пронзительные стихи Есенина об отчаянных гонках жеребенка и паровоза?

Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Хотя когда они вышли на старт в первый раз — 18 сентября 1830 года — победа осталась за живым конем.

Мальчик с пальчик
18 сентября 1830 года, США, знаменитое соревнование
паровоза Tom Thumb — «Мальчик-с-пальчик» — с конным экипажем.
Оно состоялось за три месяца до ввода в эксплуатацию
первой железной дороги на паровой тяге.
«Железный конь» тащил вагон с 40 пассажирами
по 9-мильному рельсовому пути
от местечка Райлиз Таверн до города Балтимора, что в штате Мэриленд.
У паровоза потек котел и «Мальчик-с-пальчик» не дотянул до финиша...

В конечном счёте паровоз все-таки выиграл это историческое соревнование. Но жеребенка — жалко.

Странно, но мысль про дороги как беду приходит мне в голову только насчет автомобильных дорог. И никогда — насчет дорог железных. В железных дорогах есть какая-то железная надежность. Мчит ли вас поезд по бесконечной и бескрайней барабинской степи, ныряете ли вы вместе с ним в жерла кавказских туннелей, карабкаетесь ли, извиваясь змеей, меж приамурских сопок – везде его колеса твердо опираются на одни и те же стандартные рельсы, одинаково стучат на стыках. И везде одно и то же время – московское.

Паровоз
«Рабочая лошадка» советских железных дорог — паровоз серии «Э».
В моем детстве они ещё бегали под мостом через речку Алапаиху
и плющили в лепешки положенные мной на рельсы копейки и пятаки...

Железная дорога – это не просто средство передвижения, это особый образ жизни.
Вы начинаете вести его еще задолго до того, как за вашей спиной останется привокзальная площадь и вы окажетесь в деревянном здании цвета безоблачного неба, всегда встречающем и провожающем вас одним коротким словом: АЛАПАЕВСК.

Вокзал Алапаевск
Привокзальная площадь в Алапаевске.
Снимок Юрия Дунаева.

Вы чаще смотрите на часы, начинаете прислушиваться к звукам, которые доносятся со станции, вы даже нервно переступаете с ноги на ногу во время непродолжительного ожидания в очереди у билетной кассы. И, получив, наконец, билет, тут же забываете обо всем на свете, и спешите на перрон, туда, откуда доносится:

— Начинается посадка на пригородный поезд…

Вы пробегаете мимо полыхающих астрами и георгинами клумб к недавно появившемуся в расписании скоростному поезду на Екатеринбург – отправление 03.23, прибытие на конечную станцию 07.29 по Москве. Всего четыре часа в пути вместо обычных пяти с половиной. И почти не останавливаясь у каждого столба.

Вокзал Алапаевск. Тепловоз
Мы погоним, мы помчимся!
Снимок Юрия Дунаева.

В вагоне уже пахнет жареной курицей — традиционным блюдом пригородных поездов, таким же неизменным, как чай в тонких стеклянных стаканах с алюминиевыми подстаканниками в поездах дальнего следования; вздыхают открываемые бутылки минеральной воды, звучат знакомые дорожные слова:

— Он без остановок идет?

— Почти. В Егоршино останавливается, в Реже…

— Ты чем кроешься, трефы же козыри!

— Как тибетцы прозвали снежного человека? Из четырех букв…

— Дед Мороз!

— Сам ты Дед Мороз! Я же сказал, из четырех букв…

Я , по привычке оставшейся ещё с безвозвратно канувших в Лету советских времен, достаю из кармана купленные ещё вчера «Известия» — в глаза бросается: «Железные дороги подорожают». Брифинг президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина. Президент говорит о том, что его отрасль находится в ужасном состоянии, что компания почти в критической ситуации, рентабельность минимальна, износ основных средств огромен. И что для исправления сложившейся ситуации он снова намерен добиваться от правительства индексации тарифов, оптимизировать структуру управления компанией, повышать уровень контроля за работой ее подразделений.

Вот, какие, значит, ветры будут дуть в высших железнодорожных сферах.

Перрон Алапаевск
Какой маленькой кажется станция Алапаевск с перекидного моста!
Снимок Юрия Дунаева.

Какой маленькой кажется станция Алапаевск с перекидного моста!
Снимок Юрия Дунаева

Состав вздрагивает и медленно отходит от перрона.
— Мама! Это мы поехали или вокзал?
— Это мы поехали, девочка.

Станция Алапаевск
Впрочем, с перрона вокзал тоже не поражает воображение размерами...
Снимок Юрия Дунаева.

А вокзал остался.
Ждать.
Встречать.
Провожать.
И желать счастливого пути.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

2013

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
7 месяцев назад

«Начинается посадка на пригородный поезд Алапаевск-Свердловск, начинается от первой платформы!» — эхом звучит со стороны Алапаевского вокзала. «Значит нормально, успеваю, еще двадцать минут»! — мелькает в голове. Подхватив вещи, несешься от дома через школьный сад школы №3. Выскакиваешь на пересечение улицы Пушкина и Третьего Интернационала, мимо двухэтажного здания линейного пункта милиции и вот он — вокзал.

Слегка отдохнув, слышишь объявление — «Начинается посадка...». Ну, еще пять минут в запасе. Садишься в вагон и начинается долгий, почти семичасовой маршрут до столицы Урала. Когда едешь спортивной командой, главное сразу занять третьи полки общего вагона и благостно поспать. Если поезд проходящий — ночной Серов-Сверловск, то утром можно, играя на гитаре, напроситься у проходящих амнистированных или освобожденных заключенных на просьбу: "Сыграй что-нибудь, наше «камерное».

А ты и не умеешь такое играть. Тогда тебе растолковывают и, подбирая аккорды на семистунке, «восьмеркой» подыгрываешь захмелевшим от чафира сидельщикам. Позднее, уже в мягких вагонах с креслами типа «самолетных», такого тесного общения уже не будет! Вместе с приходящей цивилизацией уходит что-то искреннее и простодушное. Правда скорость движения от этого не меняется — всё те же семь часов.

Правда, в районе станции Егоршино, в железнодорожных тупиках, заросших лесом, еще долго будут стоять паровозы с заколоченными стеклами, видимо, в ожидании своего часа. И ты видел их изнутри, когда водили классом на экскурсию, в депо железной дороги. Из которой запомнилось, что КПД паровых двигателей не более 10 процентов, да некоторые соседи, с чемоданчиками бегущие на работу, из числа окончивших техникум, на курсе «Подвижного состава». Так по годам и сопутствует нам в жизни железная дорога.

Даже в Ноябрьске колонна авиапредприятия шла перед колонной железной дороги на демонстрациях в Первомай и в день Великого Октября. Там и встречались с Каиновым Сергеем, Витей Завгородним, Славой Костылевым и многими другими алапаевцами. Да и где же еще встречаться!

Позднее, обычные поезда Европы, комфортные, летящие, как по гоночной трассе, километров 150 километров в час. Или скоростные поезда из Парижа в Барселону со скоростями 300-400 километров в час, близкими к самолетным. Расстояние в 1050 километров проходящих за эти же 6 часов. Полностью закрытые крышами почти все вокзалы Европы от жары, дождя и снега. Максимальное время ожидания при пересадках двадцать минут. Ну нет никаких залов ожидания на вокзалах Амстердама, Кельна, Дюссельдорфа, Брюсселя и лондонского «Ватерлоо». Десять кресел во всем зале... и рояль посреди зала, для желающих сыграть! Люди едут, а не сидят. Голландия, все электричество для железной дороги выработано «ветряками». Ну ладно, это небольшой экскурс.

Но на память приходит, что и первые поезда в России были американскими? Странно, а куда же делась та, купленная за границей техника, по-моему европейская, которая приобреталась за деньги от проданной Аляски в 1867 году. Получив около 7 млн долларов или 11 миллионов рублей за проданные территории, царская власть более 10 миллионов употребила на приобретение оборудования для железных дорог. Может ошибаюсь, запамятовал?

2019 год, скорый поезд «Сапсан» мчится из Санкт-Петербурга в Выборг, ну 1 час 15 минут, неплохо после курсантских поездок в Питер за 2 часов 10 минут. Двигаемся в правильном направлении.

Сергей (Wantah)
Сергей (Wantah)
7 месяцев назад

Завтра полечу на «Ласточке» домой... Правда, только до Екатеринбурга, далее по старинке, автобусом...

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x