Поезд инноваций

Просматривал новости Южного Урала и увидел сообщение, что со 2 по 5 ноября в Оренбурге и Орске встречали поезд инноваций. А ведь этот поезд причаливал и к нашему железнодорожному вокзалу. На выдохе 2012 года, 21 декабря, когда он прибыл на третий путь станции Алапаевск.

Буднично — ПВЛК, торжественно — поезд инноваций

Одиннадцать вагонов «взлетного» серебристого цвета, сцепленных в единое целое словами: «175 лет железным дорогам России». Сокращенно официально этот поезд называют ПВЛК. И поскольку эта аббревиатура мало кому о чем-то говорит, объясняю по буквам – передвижной выставочно-лекционный комплекс. Это официально, а неофициально — поезд инноваций.
Километры стальных магистралей он наматывает на свои колеса уже восьмой год – впервые эти вагончики тронулись в путь 1 августа 2011-го. Наматывает, чтобы мы — пока хоть на один час — смогли оказаться в другой России, которую однажды должны обрести навсегда. Когда-нибудь. Может быть…

Поезд инноваций на станции Алапаевск
На экскурсию в будущее.
Снимок Юрия Дунаева.

В железных дорогах есть какая-то железная надежность. Мчит ли вас поезд по бесконечной и бескрайней барабинской степи, ныряете ли вы вместе с ним в жерла кавказских туннелей, карабкаетесь ли, извиваясь змеей, меж приамурских сопок – везде его колеса твердо опираются на одни и те же стандартные рельсы, одинаково стучат на стыках. И везде одно и то же время – московское. Было тогда, в 2012-м, сейчас зачем-то сделали местное.

Первый российский поезд
Первый российский поезд Санкт-Петербург – Царское село.

Так повелось с самого начала, когда тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза, и первый поезд отправился в путь по первой железной дороге, помчал со скоростью 40 км/ч из Санкт-Петербурга в Царское Село своего первого пассажира – государя-императора Николая I. Доехали, как и было обещано, за 35 минут.
То есть в два раза быстрее, чем продлится наша экскурсия – один купейный вагон нового поколения за другим, всего восемь выставочных вагонов — состав времени из славного прошлого в блестящее будущее.
Свисток! И поехали!

Вагон №1: От «Генерала» до «Сапсана»

Отправляемся от железнодорожной станции дореволюционной России, где обязательно есть начальник в черной форменной шинели и малиновой фуражке, и обязательно стоит аппарат Морзе, по которому будет сообщено на следующую станцию время нашего прибытия. Чтобы встретили, как полагается – с цветами и оркестром!

Начальник станции
Он настоящий?
Снимок Юрия Дунаева.

В экспозиции — репродукции ретрофотографий, исторические справки, копии архивных документов и локомотивы, локомотивы, локомотивы… Начиная со знаменитого «Генерала» — паровоза П36, тягавшего фирменные «Красную Стрелу» из Ленинграда в Москву и «Россию» от Москвы до Владивостока, и заканчивая высокоскоростными «Сапсанами», мчащими сегодня составы со скоростью 250 км/ч по линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Знаменитый Генерал
Знаменитый «Генерал».
Снимок Юрия Дунаева.

модель Сапсана
Модель высокоскоростного «Сапсана».
Снимок Юрия Дунаева.

Сапсан
А вот и сам настоящий «Сапсан».

Особый разговор — о скоростном электропоезде «Ласточка», который тогда, в 2012 ещё только только намеревались выпускать у нас, в Верхней Пышме. Сначала – эксклюзивно для олимпийского Сочи, а затем он должен был заменить наши нынешние, устаревшие почти на полвека, электрички.

мини-Ласточка
Мини-«Ласточка».
Снимок Юрия Дунаева.

Ласточка
А это уже реальная «Ласточка». Тогда, в 2012-м, говорили, она вытеснит
устаревшие электрички с наших железных дорог уже к 2018 году.
На перроне уже 2019-й на излете, а «Ласточки» до нас все ещё не долетели.

В нем есть система обогрева стен, обеззараживания воздуха, двери из вагона в вагон открываются не дерганием за ручку, а автоматически, а самое главное – скорость 160 км/ч, так что от Алапаевска до Екатеринбурга по железной дороге можно будет c полным комфортом доехать всего за час.

Ласточка. Салон
Как вам нравится эта птичка внутри?:)
Снимок Юрия Дунаева.

Вагон №2: Подвижной состав

Здесь макеты локомотивов, которые водят составы по железным дорогам сегодня или поведут их в ближайшем будущем. В названиях многих на смену буквам и цифрам пришли имена собственные – например, электропоезд «Гранит», выпускаемый тоже у нас, на Урале, или брянский тепловоз «Витязь».
Кроме локомотивов представлено, конечно же, то, что к ним прицепляют – вагоны, полувагоны, хопперы, платформы, etc. Одним словом – подвижной состав, двигающий и двигаемый.

Вагон №3: Был Байконур, были БЖРК…

Мы оказываемся среди действующих макетов-панорам станций, железнодорожных переездов, тяговой подстанции, в общем – в путевом хозяйстве, как говорили раньше, или инфраструктуре, как принято говорить сейчас. Конструкции балластного и безбалластного пути, лубрикатор для смазки рельсов, путевые машины для ремонта и содержания путей, средства диагностики их состояния…

Ракетно-ядерный БЖРК
Боевой железнодорожный ракетный комплекс – неуловимый ядерный БЖРК.
Снимок Юрия Дунаева.

Фишки — макет железнодорожного комплекса на космодроме Байконур, демонстрирующий подвоз ракеты к стартовой площадке с подъемом ракетоносителя, и боевой железнодорожный ракетный комплекс БЖРК – неуловимые поезда с пусковыми ракетными установками с ядерными боеголовками, которые во времена холодной войны были острой головной болью НАТО и которые ныне, после подписания договоров с США о сокращении наступательных стратегических вооружений, полностью списаны в утиль.

Вагон №4: Свет зеленый, светодиодный

Здесь интереснее всего макет железнодорожной станции, на которую прибывает игрушечный высокоскоростной «Сапсан», совсем как настоящий, тютелька в тютельку, только маленький – всё это вместе называется «интерактивный программный комплекс трехмерного моделирования железнодорожной инфраструктуры».

макет железнодорожной станции
Макет железнодорожной станции, на которую пребывает «Сапсан».
Снимок Юрия Дунаева.

Тут же можно сесть в кабину современного локомотива, которому, конечно же, горит зеленый свет. Светофор — со светооптическими системами на светодиодах.

в кабине современного локомотива
В кабине современного локомотива.
Снимок Юрия Дунаева.

Кстати, поезд может двигаться и под управлением автоматики – для этого есть система автоведения. Программа обеспечивает оптимальное управление движением поезда при заданных времени хода, весе поезда, плане и профиле пути, ограничениях скорости движения. Расчет оптимальной траектории осуществляется в реальном времени.

железнодорожный автопилот
Железнодорожный «автопилот».
Снимок Юрия Дунаева.

Рядом — другое современное светотехническое оборудование от компании «Philips». Прежде чем включить эти мощные и экономичные светильники, предупреждают, чтобы поберегли глаза – они предназначены для уличного освещения. А электроэнергии потребляют не больше, чем безвозвратно уходящие в прошлое «лампочки Ильича».

Вагон №5: Вагончики сами в составы сплачиваются

В этом вагоне больше всего задерживаются возле рабочего места оперативно-диспетчерского персонала «сортировочной горки», оборудованного системой, автоматически расталкивающей вагоны и формирующей составы.

сортировочная горка
«Сортировочная горка» — катится, катится голубой вагон:)
Снимок Юрия Дунаева.

Как все это происходит, можно наблюдать на экране. Этот вагончик сюда, этот — туда. Этот состав разобрали, тот собрали.

Вагон №6: Внутри ядерного реактора

Это самый фантастический вагон во всем поезде – словно находишься на борту аннигиляционного звездолета или внутри атомного реактора.

поезд инноваций атомный вагон
Экспозиция «Росатома» — чувствуешь себя Агапитом, услышавшим зов роботов!
Снимок Юрия Дунаева.

После короткого рассказа о влиянии радиации на человека и о применении радиационных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, вам предлагают надеть очки и в 3D посмотреть, как работает современная атомная электростанция.
Можно также самому поработать с интерактивной плазменной информационной панелью и замерить уровень собственной радиации на универсальном радиометре.

Вагон №7: Привет от Чубайса

Лично меня больше всего заинтересовал именно этот, включенный в поезд инноваций «рекламный» вагон – продукция, выпускаемая в России с применением нанотехнологий. И знаете, впечатляет.
Арматура из базальтопластика, легкая, гибкая, не подверженная коррозии. Стеклопакеты с нанопокрытием, теплоизоляция которых на 70 процентов больше, чем у обычных, которыми мы сегодня массово заменяем деревянные рамы. Контактные провода из сверхпроводников для высокоскоростных поездов. Новое поколение режущего инструмента, работающего на скоростях, превышающих нынешние на порядок. Аккумуляторные батареи на графеновых технологиях для электромобилей. Солнечные модули…

наностеклопакет
Обычный стеклопакет – горячий. Жжжет! А наностеклопакет – холодный.
Снимок Юрия Дунаева.

солнечные батареи
Солнечные батареи.
Снимок Юрия Дунаева.

В общем, эту экспозицию «от Чубайса» покидаешь с ощущением, что мы стоим на пороге открывающей безграничные возможности новой промышленной нанореволюции!

Вагон №8: Наш паровоз вперед летит?

И, наконец, тренажеры. Они, как всегда, пользуются особой популярностью.
Здесь их было два — обучающий тренажер машиниста электровоза ЭП1М и динамический тренажер, созданный на базе автомобиля «КамАЗ». Правда, последний не работал – из-за технической неисправности.

тренажер КаМАЗ
За рулем КаМАЗа.
Снимок Юрия Дунаева.

тренажер локомотива
На Тихорецкую состав отправится…:)
Снимок Юрия Дунаева.

Но зато первый – полное ощущение, что реально рулишь поездом. Отправление, свисток, нарастающий гул набора скорости, и вот уже впереди разбегаются в обе стороны – быстро, ещё быстрее – дома и деревья, потом – плавное торможение при приближении к станции, гудок, остановка…
Всё, приехали.

Экскурсия окончена. Пора на выход.
А не хочется!

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

 

Поезд иноваций отходит с третьего пути
Поезд инноваций отходит от третьего пути…
А я остаюсь на перекидном мосту на станции Алапаевск.
Снимок Юрия Дунаева.

 

Комментарии 1

  • Какая жалость — не знала о таком событии, не побывала... Но Шамрицкий погружает в — то время и в — то место как он это умеет. Блестяще написано. И вдруг в осенний пасмур — как солнце, проглянула надежда. «Будущее светло и прекрасно» ; добавим — и быстроездно.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика