Пасха. Праздник праздников

Екатерининская церковь в Алапаевске
Екатерининская церковь. На Страстной.
Снимок Влада Бочкарёва.

Пасха. Праздник праздников.

Часто спрашивают – а как самому узнать, когда Пасха?
Совсем не сложно – православную Пасху встречают в первое воскресенье вслед за первым полнолунием, наступившим после дня весеннего равноденствия. Но только если она при этом не совпадает с празднованием еврейской Пасхи. А если совпадает – то в воскресенье после следующего полнолуния, то есть примерно через месяц.
Поэтому Пасха бывает ранней и поздней.

В этом году Пасха – ранняя, уже 19 апреля.

Великий Четверг

День особой чистоты, внимательности, собранности всех православных. День скорбной тишины предпасхальной.
Вечером и в Екатерининской церкви, и в Свято-Троицком соборе, и в монастыре Царственных Страстотерпцев на Межной, и во всех, во всех православных храмах самая трагичная служба — служба двенадцати Евангелий. Её ещё называют «страстями» или «великим стоянием», потому что во время всенощной сидеть нельзя, все стоят с зажженными свечами. Эта служба – живое воспоминание о том, что произошло тогда, почти две тысячи лет назад в Иерусалиме.

Тайная Вечеря

Черкасова. Тайная вечеря
Елена Черкасова. Тайная Вечеря.

Сначала была Тайная Вечеря. Последняя пасхальная вечеря, которую Христос встречал со своими учениками – последняя не только потому, что всего через несколько часов он будет взят стражниками синедриона и осужден на медленную мучительную смерть на кресте, но последняя ещё потому, что он вместо еврейской пасхи, совершаемой в память чудесного избавления от смерти еврейских младенцев во время казней египетских, установил на Тайной Вечери новую Пасху — таинство евхаристии.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...».

Поэтому раньше в России утром на Божественной Литургии в Великий Четверг храмы были переполнены — все православные шли причастию. Те, кто воцерковлен, и сегодня также стараются причаститься Святых Христовых Тайн именно в этот день.

Тогда его ученики заспорили, кто должен ближе сидеть к нему, и Христос решил этот спор, омыв всем им ноги, заповедав так завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим. И сегодня на литургии в Великий Четверг в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин омовения ног — архиерей умывает ноги сидящим пред кафедрой 12 священникам и отирает их длинным платом — лентием.

Моление о Чаше

После Тайной Вечери Христос, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна уходит в Гефсиманский сад – он уже знает о предательстве Иуды, и душа его скорбит смертельно.

Мерцаньем звезд далеких безразлично
был поворот дороги озарён.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон…

…В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за спиной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
побудьте здесь и бодрствуйте со мной…».

Он отказался без противоборства,
как от вещей полученных взаймы,
от всемогущества и чудотворства,
и был теперь, как смертные, как мы…

Черкасова. Моление о чаше
Елена Черкасова. Моление о Чаше.

Христос должен принять на себя все грехи мира. Всё, что предстояло претерпеть всему миру, теперь должен был взять на себя только он один. Он мог бы этого избежать, просто захотеть спасти только себя одного, просто отступить и не совершить того, ради чего он пришел.
Но он не отступил.

И, глядя в эти черные провалы,
пустые, без начала и конца,
чтоб эта чаша смерти миновала,
в поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
ученики, осиленные дрёмой,
валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст…

В руки грешников

Он идет навстречу стражникам синедриона, навстречу предательскому поцелую Иуды. Его ждет первосвященник Каиафа, который вынесет ему смертный приговор, и римский прокуратор Понтий Пилат, который этот приговор утвердит.

И темными силами храма,
он отдан подонкам на суд,
и с пылкостью, тою же самой,
как славили прежде, клянут.

Толпа на соседнем участке
заглядывала из ворот,
толклись в ожиданье развязки
и тыкались взад и вперед…

Развязка не заставила себя долго ждать.
И вот уже на его плечи накинута багряница, а на голову возложен венец из терна, а впереди — плевки, удары, бичевание, крестный путь на Голгофу и распятие на кресте…

Служба Великого Четверга заканчивается. Никто не гасит свои свечи, все унесут их огонь, прикрывая его от ветра, домой. Потому что считается: если четверговую свечу принести домой и покоптить ее огнем притолоку – крестик нарисовать, то нечистая сила через этот порог в дом не войдет.

Огоньки в ночи…

Великая Пятница

Черкасова. Несение креста
Елена Черкасова. Несение Креста.

День, в который Христос добровольно взошел на крест ради спасения всех нас.

Завтра упадет завеса в храме,
мы в кружок собьемся в стороне,
и земля качнется под ногами –
может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд…
Словно в бурю смерч, над головою
Будет в небо рваться этот крест…

В час его смерти – около трех часов дня — во всех храмах проходит дневная служба. Совершается особый чин — Погребение Спасителя. Открываются в алтаре царские врата и священник выносит из алтаря и возлагает в центре храма плащаницу – плат с изображением умершего Христа, тот самый, в который Господь был обёрнут при снятии с креста на Голгофе… Плащаница останется здесь до пасхальной полунощницы.

Великая Суббота

Черкасова. Сошествие во ад
Елена Черкасова. Сошествие в ад.

На утрени священники, возложив плащаницу себе на головы, с пением «Святый Боже…» крестным ходом обнесут её вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы его над смертью.

И видят свет у царских врат,
и черный плат, и свечек ряд,
заплаканные лица —
и вдруг навстречу крестный ход
выходит с плащаницей,
и две березы у ворот
должны посторониться.

И шествие обходит двор
по краю тротуара,
и вносит с улицы в притвор
весну, весенний разговор
и воздух с привкусом просфор
и вешнего угара…

Великая Суббота — последний день перед Пасхой, он сразу и скорбный, и радостный — Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.
И всю Великую Субботу в храмах освящают пасхальные яйца, куличи и творожные пасхи.
И неумолимо приближается тот час, когда Христос воскреснет из мертвых, смертью смерть поправ.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
заслышав слух весенний,
что только-только распогодь,
смерть можно будет побороть,
усильем Воскресенья.

Пасха

И вот, в полночь, отделяющую субботу от воскресенья, из-за закрытых дверей алтаря вдруг тихо доносится:

— Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити…

Пение подхватывает пасхальный звон колоколов, и вот уже ниспадает завеса на царских вратах, и вот уже сами они распахиваются, и вот уже пение в алтаре подхватывает хор на клиросе, а потом и весь народ в храме.
Начинается пасхальный крестный ход – вокруг храма, навстречу солнцу.
И вот уже священник, остановившись перед закрытыми дверями храма и повернувшись к людям выкликает:

— Слава Святей…

И тут же возглашает о том, чего так чаяли все эти дни Великого поста, к чему готовили себя, чтобы быть достойными.

— Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Черкасова. Исполнилось время
Елена Черкасова. Исполнилось время

Живот – значит, жизнь.
Жизнь будущего века.
Жизнь вечную.
Всем нам.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

P.S.

Гоголь
Н.В. Гоголь.

В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле.

Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России.

Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная.

Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть:

— Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!

Разумеется, все это мечта…

P.P.S.

Пасха Христова на фронте
Пасха Христова на фронте. 1916 год.

Удивительная фотография.
Позади — полтора кровавых года мировой войны...
Впереди — ужасы революции и войны гражданской...

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика