Если бы знал хозяин дома...

Посмотрел «Комнату сына», фильм, который в 2001 году получил Palme d’Or — «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Решение жюри многие тогда посчитали сомнительным.

В Каннском Competition – этом неофициальном чемпионате мира по кино — в тот год участвовали такие фильмы, как «Малхоллад Драйв» Линча, «Теплые воды под красным мостом» Имамуры, «Пианистка» Хайнике, «Человек, которого там не было» братьев Коэнов, «Кандагар» Махмальбафа, наконец, «Мулен Руж» Лурманна и «Телец» Сокурова… И вдруг – побеждает Нанни Моретти, снявший фильм, цитирую из собрания общих мест кинокритики в его адрес, «про то, как дружная семья, где сын и дочь, потеряла сына и почти разрушилась, но вновь обрела силу жить».

Одним словом, фильм о частной жизни семьи Сермонте.

Думаю, не расчухали критики тогда.

комната сына
Пробежка по набережной не состоялась...
И больше уже никогда не состоится.

… В доме преуспевающего врача-психотерапевта Джованни Сермонте раздается телефонный звонок. Звонит директор школы, где учится его сын — Андреа. Он влип – его обвиняют в краже аммонита — это такая большая ракушка, закрученная в спираль.

И отцу, и директору школы, случившееся кажется очень важным.

Вскоре вроде бы выясняется, что Андреа не виноват. Ну, не то что совсем не виноват, а виноват, но не в краже – аммонит он взял, потому что ему очень хотелось увидеть, какая рожа будет у учителя, когда тот обнаружит пропажу. Это была просто шутка. Но случилось непредвиденное — аммонит упал и разбился…

Ну и что с того? Разбился и разбился, неприятно, конечно, но проехали и забыли.

Если бы не одно «но»: эти два дня – последние в жизни Андреа. В воскресенье он поедет с друзьями нырять с аквалангом, заблудится в подводной пещере и погибнет.
И потому случай с аммонитом останется в памяти его отца навсегда. И как последнее воспоминание о сыне, и как увертюра к грядущей трагедии, как предупреждение судьбы, которому он не внял.

А ведь утром он убедил сына отказаться от этой поездки – они собирались вместе совершить пробежку по набережной. Но случилось непредвиденное: Джованни позвонил один из пациентов и попросил его срочно приехать… Ну какая может быть причинно-следственная связь между несостоявшейся пробежкой и смертью сына? Никакой.

Смерть Андреа беспричинна. Бессмысленно вопрошать – почему? – ответа нет и не будет.

Смерть Андреа непредсказуема. Если бы не позвонил Оскар, если бы Джованни не поехал к нему, если бы Андреа все-таки остался в это воскресенье дома, если бы он не поплыл в пещеру за той рыбой – в этой цепи нереализованных возможностей предотвращения трагедии нет ни одного очевидного заведомо смертельного звена. Если бы ведал хозяин дома в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой…

Джованни Сермонте – психоаналитик. То есть он владеет научными методами анализа и коррекции бессознательного. И весь его опыт оказывается бесполезным – он не в состоянии предотвратить смерть сына. И для него, человека европейской цивилизации, выстроенной на фундаменте причинно-следственных связей, такая непостижимость непереносима. Единственное, в чем ему тут может помочь цивилизация – это электрической дрелью стремительно закрутить шурупы в крышку гроба Андреа.

Нанни Моретти снял фильм о бессилии европейской цивилизации перед смертью.

Это не «семейная драма». Это фильм о беспомощности и беззащитности человека, о хрупкости его счастья, об уязвимости его жизни. И о невнимании людей друг к другу.
О том, что человек сегодня по-прежнему, как и две тысячи лет назад, вынужден смириться со страшной истиной: не мы устанавливаем сроки жизни, но Бог их устанавливает, хотя и не дает нам знать, кому какой и почему.

И проблема не в том, что человек смертен – это было бы полбеды. Проблема в том, что иногда он внезапно смертен.

И нам остается только с верой принять то, что кажется нам непостижимым.

Или сойти с ума.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Ещё о кино можно почитать вот тут:

ЖЕМЧУЖИНА НИЛА

ОТ ПОДСНЕЖНИКОВ ДО ЖЕЛТЫХ ЛИСТЬЕВ

300 СПАРТАНЦЕВ

ВОЛК И ЗАЯЦ

ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧ В КРОМЕШНОЙ ТЬМЕ...

ДЕНЬ БЕЗ ВРАНЬЯ

КРАСНЫЕ ШТАНЫ

ГВОЗДИ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

ЛЕГЕНДА О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ 

МАККЕНА, ШИЛОВ, КОЛОРАДО И ЛЕМКЕ

НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ

БЕЗВОЗВРАТНО ВПАДАЕМ В ДЕТСТВО

Добавить комментарий