Красные штаны

Сегодня посмотрел вместе с внуками Лехой и Андрюхой «Офицеров». Ну, тот самый культовый советский фильм с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях. Помните, как он начинается? Курсант Трофимов стоит перед строем и зачитывается приказ о его награждении за успехи в боевой и политической подготовке:

— За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции, а также за призовую стрельбу и понимание текущего момента наградить курсанта Алексея Трофимова красными революционными шароварами!

Красные революционные шаровары

Потом эти шаровары возникают в фильме ещё два раза.

В первый раз – в Туркестане, куда Алеша Трофимов отправлен на борьбу с басмачами. Там командир гарнизона посылает его к пулемету на вышку, и, когда он заправляет ленту, спрашивает:

— Стреляете хорошо?

На что Алексей гордо, хотя и не без иронии, отвечает:

— Награжден за стрельбу красными революционными шароварами!

Красные революционные шаровары
Красные революционные шаровары как высокая награда.

И второй раз – полвека спустя, когда Трофимов, уже генерал-майор, встречает своего закадычного друга Ивана Варавву, уже генерал-лейтенанта, который безответно много лет влюблен в его жену.

Она поправляет ему набекрень его генеральскую фуражку и говорит:

— Вот так носил наш друг комвзвода Иван Варавва! Как живете Ванечка? Дети, семья?

Варавва молча, смущенно и растерянно возвращает фуражку в уставное положение.

— Ты что, серьезно? – спрашивает его Алексей. — Так до сих пор и не женился?

— Не встретил такую, как твоя жена, вот и не женился…

— Ну, раньше надо отбивать было, в Туркестане.

— Да, у такого отобьешь, одни красные штаны чего стоили!

Малиновые штаны

Так к чему я из всего фильма вспомнил сейчас только эти одни красные штаны?

К тому, что двумя днями раньше мы посмотрели с Лёхой и Андрюхой другой фильм – «Кин-дза-дза».

И там тоже существенную символическую роль играют красные штаны. Точнее – малиновые.

Двое землян – прораб Владимир Николаевич Машков, он же «Дядя Вова», и студент Гедеван, он же «Скрипач», случайно оказывается на планете Плюг в галактике Кин-дза-дза. Там они знакомятся с инопланетянами чатланином Уэфом и пацаком Би, и, во время полета в пепелаце, у них происходит вот такой социологический обмен разумами:

— Вот у вас на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько раз должен присесть? – спрашивает Би.

— Ну, это на глаз…

— Дикари! – так оценивает подобный приблизительный порядок определения статуса Уэф.

И далее объясняет, как это делается на цивилизованных планетах, в частности на Плюге.

— Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить желтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны! И передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «Ку!» делать. И эцилопп меня не имеет права бить по ночам… никогда!

Малиновые штаны
как символ высокого социального статуса
в цивилизованных странах.

Вот такие странные финты советского кинематографа.

Впрочем, бывало и покруче. Например, русский генерал Чернота в фильме «Бег» совершал визиты в Париже вообще без штанов, в одних подштанниках. А тем кто его спрашивал: «Позвольте, вы что же, так и шли по Парижу без штанов?», простодушно и не без иронии отвечал:

— Да нет, что вы, я их у вас в прихожей снял!

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Комментарии 2

  • Интересный обычай со штанами)))

    Не ввести ли его в обиход сегодня?)))

    Хотя будет сложно, мода яркая и переменчивая)

    • Была у нас не так давно группа товарищей, которая вместо малиновых штанов использовала такого же цвета пиджаки.

Добавить комментарий