Так назвали выставку, которая открылась однажды 29 июля 2016 года у нас в Алапаевске в городском музее изобразительного и декоративно-прикладного искусств, её организаторы. «Гвозди», конечно же, не в прямом смысле, не те, которые забивают в молотком в доски по самую шляпку, а в переносном, как нечто самое главное и важное в чем-то, на чем это что-то держится.
Содержание
Наши алапаевские «киношники»
Церемония открытия получилась продолжительной, но душевной.
— Кадр один, дубль первый!
Снимок Светланы Никоновой.
Перед физиономиями собравшихся лязгает беззубыми челюстями «хлопушка» и раздается команда:
— Мотор! Поехали!
— Да не поехали, а начали! – профессионально, со знанием дела, прерывает космический полет фантазии организаторов выставки режиссер документального кино Владимир Попов.
Его пригласили в этот день в музей как человека, который своими фильмами пишет историю российского кинематографа сегодня. Я ничуть не преувеличиваю.
Попов – режиссер документального кино, снимает на Свердловской киностудии, а живет у нас – в Алапаевске. Родина у него тут.
В 2002-м его фильм «Клондайка», про то, как весь Алапаевск – мужики, бабы, дети, чтобы как-то выжить, рыл «феррик» на заброшенном шлакоотвале, взял Гран-при кинофестиваля «Сталкер».
«Феррик» — так «старатели» называли шлак с ферромарганцем, его сливали на шлакоотвал, когда у нас в городе работал металлургический комбинат. В начале 2000-х, когда после пропастного провала 1990-х снова оживилась и задышала уральская металлургия, этот феррамарганцевый шлак стал востребован, и Алапаевск, который месяцами сидел без зарплаты, вырыл на шлакоотвале целый подземный город.
«Сталкер» — фестиваль необычный, на нем конкурс один для всех – Гран-при оспаривают все вместе, и игровые фильмы, и анимационные, и документальные. И тогда, в 2002-м, конкуренция была как никогда – на победу претендовали такие фильмы, как «Кукушка» Александра Рогожкина, «Война» Алексея Балабанова, «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Звезда» Николая Лебедева. А победил наш Попов и его «Клондайка».
На церемонию открытия выставки пригласили матушку Ольгу, её не так давно назначили исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Елисаветинской обители в Алапаевске. Пригласили, потому что до иноческого пострига матушка Ольга была известна всей стране как киноактриса Ольга Гобзева.
В прошлом — актриса кино Ольга Гобзева,
в 2016-м — настоятельница
Свято-Елизаветинского женского монастыря в Алапаевске.
Снимок Сергея Самкова.
Но первой слово дали не им, а Зинаиде Тихоновне Кокшаровой, которая на протяжении четверти века возглавляла Алапаевское отделение кинопроката и, что называется, двигала кино в массы.
Каждый из них рассказал о своем кинематографе.
О кино. Каждый по-своему и о своем
Матушка Ольга – о съемках в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», о работе на съемочных площадках и просто встречах с Олегом Далем, Василием Шукшиным, Иннокентием Смоктуновским, Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, о сложных нравственных противоречиях актерской профессии.
Владимир Попов — об особенностях съемок документального кино и о трудностях, с которыми оно сегодня сталкивается.
Зинаида Тихоновна – о том, как в Алапаевске были построены современные кинотеатры «Заря», «Урал» и «Радуга», о том, как у нас появилось широкоформатное кино, о своих коллегах-«киношниках», на плечи который опирался в 1960-х – 1990-х годах в городе тогда ещё советский кинематограф.
Лучше нашей «Зари» в 1970-х в Свердловской области
были только «Космос» в Свердловске и «Современник» в Нижнем Тагиле.
поскольку располагался на окраине Рабочего городка.
Выставка «Гвозди» российского кинематографа» стала как бы визуальным воплощением их воспоминаний и размышлений.
Я тоже о своем:)
Первое, что вы видите, когда входите в зал, это знаменитая «Украина-5М», 16-мм кинопроектор, которыми в начале 1980-х были оснащены почти все «кинопередвижки». Кино показывали тогда не только в кинотеатрах и клубах, кино можно было «крутить» везде, где было электричество. Или где его можно было достать!
Снимок Светланы Никоновой.
В Алапаевске кинопередвижка возила фильмы с киномеханиками в пионерские лагеря. На такой передвижке и я в 1981-м, тогда я только-только окончил училище киномехаников, возил фильмы в пионерские лагеря «Факел» и «Спутник».
На стене растягивался свернутый в рулон перфорированный экран, он входил в комплект всех «Украин», а то и вовсе просто вешалось несколько простыней, и...
— Волшебный луч, в кромешной тьме,
спасибо тебе, спасибо тебе, спасибо!
Иногда пленка рвалась на самом интересном месте, и тогда её склеивали ацетоном на специальном прессе.
Снимок Светланы Никоновой.
Пресс тоже есть на выставке. А вот ацетона нет – это и понятно, ацетон вещество опасное для здоровья, киномеханикам за то, что им приходилось иметь с ним дело, давали талоны на молоко «за вредность»…
Впрочем, зритель обо всем этом техническом сопровождении «кина» не имел ни малейшего представления, зритель был прикован к экрану, где любили и ненавидели, где жили и умирали, и где все было по-настоящему, то есть так, как должно было быть в жизни.
Артисты приехали!
Иногда экран и жизнь соединялись — в Алапаевск на самом деле приезжали артисты. Настоящие! Живьем! Город встречал их переполненными кинотеатрами и стадионами.
Вот они, смотрят на нас с черно-белых фотографий со стены в музее изобразительных искусств.
в фильме «Свадьба в Малиновке».
Вот Зоя Фёдорова из вышибающей слёзы смеха «Свадьбы в Малиновки» и Римма Маркова из «Бабьего царства» — здесь были уже другие слёзы, зал плакал бессильными слезами стыда и праведными слезами возмездия.
Вот Борис Андреев на «газике» объезжает забитые под завязку зрителями трибуны на стадионе «Металлург». И откуда-то издалека, из ещё довоенных «Трактористов» раздается:
— Трактор видел? Одной левой переворачиваю!
Вот Николай Крючков, «парень из нашего города», на рыбалке на Стариках. Хитро прищурился:
— Так-то милая моя! А ты и растерялся!
Вот Владислав Дворжецкий — генерал Хлудов с глазами, нет, не с глазами, а глазницами смерти, безумно и безотрывно упертыми из Турции в противоположный берег Черного моря, где закончилась его Россия, в которую ему нет возврата, и не только потому, что его там поставят к ближайшей стенке…
— Есаул, у вас душа болит?
— Нет, Ваше превосходительство, душа не болит. Зубы болят…
возле Дома-музея великого русского композитора в Алапаевске.
Вот Надежда Румянцева у памятника Петру Ильичу Чайковскому, наивная и непосредственная Тося из «Девчат»:
— Я вот думала, а как же люди целуются? Им же носы должны мешать!
А вот и Николай Рыбников, к которому обращены эти её слова. Но вспоминается не то, что он тогда ей ответил, а другое – из «Весны на Заречной улице»:
— В каких случаях ставится многоточие? Многоточие ставится в конце предложения, или целого рассказа, когда он не закончен. И многое еще осталось впереди. Верно?
Верно!
Кадры-загадки
У киноленты времени есть начало, но нет конца. Говоря иными словами, любимые фильмы всегда с нами. Поэтому так легко разгадываются зрителями те зримые кинозагадки, которые загадали им организаторы выставки.
Снимок Светланы Никоновой.
Вот первая — гитара, буденовка, чайник… Откуда? Нет, не «Неуловимые мстители». А вот это помните:
— Ваше благородие, госпожа Удача...
Конечно же, из «Белого солнца пустыни». Не хватает только гранат «не той системы»!
Вот ещё одна – красный берет, чемодан, широкий и длинный галстук. Ещё бы парочку голубей, которым главная героиня этого фильма грозилась «бОшки пооткручивать». Догадались?
Нет, не подскажу.
И так кадр за кадром, 24 кадра в секунду, скатывались они на салазках в фильмовом канале в моем «Ксеноне» в сельском клубе в Нейво-Алапаихе, протискивались по фильмовому каналу в моем 23КПК в кинотеатре «Урал» в Алапаевске, трепыхались в 16-миллиметровой «Украине». Перед каждым из них успевал дважды прокрутиться обтюратор, чтобы зритель не заметил на экране «тяги».
А ещё на 32 миллиметрах каждые десять минут в правом верхнем углу экрана дважды с интервалом в 7 секунд мелькала круглая черная точка размером с человеческую голову – при появлении первой нужно было включить «мотор», а при появлении второй – поднять заслонку. Это называлось «сделать переход с поста на пост»...
Да… Романтическое было время:)
Олег ШАМРИЦКИЙ
Читайте также ещё о кино:
ОТ ПОДСНЕЖНИКОВ ДО ЖЕЛТЫХ ЛИСТЬЕВ
ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧ В КРОМЕШНОЙ ТЬМЕ...