Однажды на горной дороге в Альпах

— Это полное падение нравов...

— Эта певица переживет себя. Её будут помнить и после смерти.

Этот обмен разумами происходит в фильме «Семнадцать мгновений весны», когда Штирлиц везет пастора Шлага к швейцарской границе. Точнее, не везёт, а мчит — на спидометре 120 километров в час по горному серпантину, что наводит на мысль, что Штирлиц не только чемпион Берлина по теннису, но и профессиональный автогонщик!

Они говорят о французской певице Эдит Пиаф — её голос раздается из динамика радио в Mercedes-Benz 230 W143 Штирлица.

Эдит Пиаф
Эдит Пиаф.

И совсем неважно, что обе песни, которые поет в марте 1945-го Эдит Пиаф по радио на горной дороге в Альпах — «Milord» и «Non, je ne regrette rien» — будут написаны много лет спустя, в 1956-м и 1959-м. Здесь как раз тот момент, когда художественная правда в фильме, как ни странно, полностью соответствуют правде истории, хотя и не совпадает с ней. Такой вот парадокс.

Пастор Шлаг считает, что искусство должно куда-то вести, кому-то светить, звучать как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.

— Люди большого искусства были требовательнее к себе. Они шло рядом с верой. Ставили перед собой сверхзадачи. Они являлись маяками. А это? Так говорят на рынках...

Пастор Шлаг — немец. Штирлиц, если бы был с ним согласен, сказал бы, что так говорят на базарах. И это было бы и ещё жестче, и ещё несправедливее. Но Штирлиц сказал совсем другое:

— Эта певица переживет себя. Её будут помнить и после смерти.

Пастор Шлаг тогда ответил Штирлицу, что он слишком снисходителен к певице. Но время все расставило по своим местам. Штирлиц оказался прав.

Без всякого снисхождения!:)

Олег ШАМРИЦКИЙ

А пастору Шлагу, наверное, понравились бы вот такие песни — И ЭТО ВСЁ ПРО НАС? Да и Штирлицу, скорее всего, тоже.

Комментарии 2

Добавить комментарий