А кто в зале? Медики и педики?

С этих слов началась 7 февраля 2007 года встреча в актовом зале Алапаевского индустриального техникума с самым известным в стране дьяконом – Андреем Кураевым.

Дьякон Андрей Кураев
Дьякон Андрей Кураев.

Вообще-то, было не совсем так, вообще-то было чуток по другому.
Он поднялся на сцену, окинул взглядом переполненный зал, в который согнали скопом нужное количество учащихся, чтобы все места были заняты, встретился с их недовольными взглядами – вот, сиди тут после занятий, слушай этого в рясе, вместо того, чтобы, и… вдруг спросил:

— А кто пришел на встречу, кто в зале?

Ответила ему председатель городского союза женщин Вера Викентьевна Валова:

— Тут собрались педагогические работники, медики…

А он в ответ:

— Так... Медики, значит, педики... А ещё кто?

После этих его слов в зале случился момент оглушительной тишины.
А потом – раздался смех. Так он полностью прибрал внимание всех, кто пришел, и держал его, не отпуская, в течение двух с половиной часов.

Виктор Прокофьев. Мастер и Маргарита 1
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Детёныши! Вы «Мастера и Маргариту» читали?

— Вы, может быть, сами сформулируете ту тему, которую вы хотели бы сейчас обсудить? Соответственно, я прошу задавать мне вопросы в следующем порядке: сначала педагоги, потом – дети, а прихожане – вы уж проявите, пожалуйста, терпение, смирение и прочие православные качества, и только уж в последнюю очередь, если у других не будет вопросов, можете задавать свои. Вы и так знаете, куда обратиться с каким вопросом, знаете подход к своим батюшкам, а моя задача, скорее, как миссионера, встретится с теми, кто еще не умеет дергать батюшку за рясу и засыпать его своими вопросами…
Итак, прежде всего вопрос к учителям – над какой темой вы хотели бы, чтобы я попробовал вместе с вами поразмышлять здесь и сейчас?

— Православие в образовательных учреждениях…

— Все очень просто. Открываете закон «О свободе совести» образца 1998 года и читайте: преподавание религиозных дисциплин допускается в школе на факультативной основе по письменным заявлениям родителей, вне основного учебного времени, по программам, которые утверждены, с одной стороны, конфессией, от имени которой ведется преподавание, с другой стороны – местным органом самоуправления…
Все очень просто: пожалуйста, преподавайте Закон Божий, как дополнительный урок, по решению родительского собрания, соответственно, соберите письменные просьбы родителей…

Но есть другие варианты. Понимаете, есть различие, проповедовать православие в школах, нести православие в школу, и – рассказывать о православии. Это же совершенно разные вещи.
Как и где в школе можно рассказывать о православии? Множество обычных тем на самых обычных уроках дают для этого повод, более того, требуют, чтобы этот разговор состоялся.
Возьмите произведения русской классики. Особенно, конечно, одиннадцатый класс – «Мастер и Маргарита». Вот только одна маленькая деталь… Детеныши, вы «Мастера и Маргариту» читали?

— Да, да! Да!!!

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 2
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Когда Воланд появляется в Москве?

— То есть вам будет понятен разговор на эту тему? Я коснусь только одной вещи – хронометраж этого романа. Когда Воланд появляется в Москве и когда он оттуда исчезает… Когда происходит действие романа? Первая фраза романа: «Однажды в час небывало жаркого весеннего заката…». Конец романа – Иванушка Бездомный, ставший уже профессором Поныревым, все у него хорошо, карьера и семейная жизнь, но раз в году, в ночь весеннего праздничного полнолуния, Иванушку терзают кошмары. Итак, это весна, действие романа происходит весной. Поздняя весна – жаркий весенний закат. Все ночи в романе – это ночи, залитые лунным светом. И оказывается полнолуние праздничное. Ну-ка, давайте объясняйте, почему?

— Шабаш ведьм?

— Нет. Это Пасха. Формула православной Пасхи следующая: должна наступить весна, то есть день весеннего равноденствия, после дня весеннего равноденствия должно пройти первое полнолуние, и первый воскресный день после полнолуния – это Пасха. В случае, если так рассчитанное полнолуние совпадает с еврейской пасхой, наша Пасха переносится еще на месяц позже, и в таком случае она выходит в мае, а не в апреле. Значит, отсюда вывод – эта формула: весна, полнолуние, праздник – это формула православной Пасхи.
Итак, смотрите, поскольку в романе еще полнолуние, значит еще не Пасха, потому что Пасха в воскресенье после полнолуния. Воланд появляется в Москве в среду исчезает из Москвы в ночь с субботы на воскресенье. Значит, когда Воланд оказался в Москве? На Страстной седмице.
У Булгакова весь сюжет романа очень четко соотнесен с православным богослужебным календарем.

Булгаков не любит страну, в которой из каждого окна выглядывает по атеисту

Итак, среда: Воланд появляется в Москве и организует себе встречу с Берлиозом и Иванушкой Бездомным. Берлиоз и Бездомный обсуждают одну проблему: в ранних рукописях романа это очень хорошо прописано, а после ареста своих друзей в 1938 году Булгаков стал править роман — в дневнике его жены Елены Сергеевны такая прямая запись есть: арестован такой-то, Миша правит роман, вырывает целые страницы… Так вот, в окончательной версии, которую вы в школе изучаете, Берлиоз просто главный редактор толстого художественного журнала, если же обратится к еще не изуродованным страницам рукописи, то там читаем следующее: Берлиоз, оказывается, главный редактор журнала «Богоборец».

Для Булгакова это очень важно – в его дневнике в 1925 году в январе есть следующая запись: «Я зашел в редакцию журнала «Богоборец». Сопровождавший меня Миша Стонов спросил девушку-машинистку:
— А вам стекла не бьют?»
Потому что 1925 год, страна еще православная, а издается журнал возмутительно кощунственный! Нас сегодня мусульмане по всему миру учат защищать свои святыни, интересы, права… Так вот:
«- Вам стекла не бьют?
— Нет, — недоуменно ответила барышня.
— А жаль! – сказал Миша».
Булгаков дальше пишет: «Мне захотелось поцеловать его в его еврейский нос! Мы прошли в редакцию журнала, люди входят, выходят, суетятся, чего-то там читают, Миша говорит: «Как в синагоге!». Мы взяли несколько номеров журналов, дома я их посмотрел… Чудовищное кощунство! И дело даже не во внешнем кощунстве, а дело в том, что Иисус Христос, именно он представляется в этом журнале как неудачник и подлец. Нетрудно понять, чья это работа!».

Так вот, Булгаков не любит атеистов. И страну, в которой из каждого окна выглядывают по атеисту.

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 3
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Атеизм мифологический и атеизм исторический

— Значит, Берлиоз – главный редактор журнала «Богоборец» — заказал Иванушке Бездомному, начинающему поэту, типа Демьяна Бедного, написать «стишата под карикатуру». В редакцию поступила карикатура на Христа: на этой карикатуре Христос держит в одной руке кнут, в другой – револьвер. И Берлиоз заказал Иванушке Бездомному написать стихи под эту карикатуру. Иванушка это сделал, и вот вы дальше уже в романе читаете, что Христос у него в поэме получился как живой, и Берлиоз ему говорит: «Ты пойми, главное – Христа не было на свете. Неважно, хороший он или плохой, главное – его не было».

Действительно, в советском атеизме все годы советской власти шла полемика двух школ атеизма – мифологической и исторической. Мифологическая школа считала, что Христа вообще не было. Демьян Бедный это выразил предельно ясно:

Вот точная история о Новом завете
Иисуса Христа вообще не было на свете,
Так что некому было страдать и воскресать,
Не о ком было евангелие писать.

Точка.

Для пролетариев это годилось, а вот для более-менее людей путных, конечно, это не катило. Подождите, как это так? Такое огромное движение исторической мощи как христианство возникло, оказывается, из куска дыма? Не было его основателя? Это чудо похлеще того, что в Библии описывается: Бог из ничего создал мир…

Поэтому для вдумчивых людей была другая версия атеизма – историческая школа: да, какой-то галилейский проповедник по имени Иисус где-то там по Галилее ходил – он, конечно, не был Богом, не был пророком, не был чудотворцем, но какие-то добрые сказки он там рассказывал, народу нравилось, возникло христианство… Так вот, Берлиоз – он сторонник мифологической школы – говорит Иванушке: «Главное, ты пойми, Христа вообще не было на свете». И тут появляется Воланд и говорит: «Простите, как это не было?».

Так вот, в среду, согласно булгаковскому рассказу, происходит совещание в синедрионе, с Иудой совещается первосвященник о том, как удобнее арестовать Христа. И вот аналогичный синедрион псевдоученых заседает в Москве в эту же среду.

Четверговый огонь

В четверг в Евангелии главное событие – это Тайная Вечеря, вечеря перед арестом Христа, где он дает апостолам таинством свою кровь и свою плоть. Вечером в четверг в романе происходит очень важное событие – сеанс черной магии в театре Варьете.

Вот подумайте хоть секундочку, над кем издевался Воланд в этом театре? Кто сидел в зале? Просто москвичи? Нет! Поймите – это вечер Великого Четверга. Это самая трагичная служба, самая долгая трагичная служба двенадцати Евангелий в православном годовом цикле. Те из вас, кто ценит мировую классику, те могут вспомнить произведения Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» — это лютеранский аналог православной службы Великого Четверга. Все. У всех христиан мира – у лютеран, у католиков, у православных – этот вечер, ночь ареста Христа, его страданий, молитв, это особое время.

А в народе это всем памятно, потому что есть такое понятие – четверговая свечка, четверговый огонь. Может, и вы вашем городе, видели – поздно вечером в темноте кончается служба и люди несут огонь свечей до дому. Считается у русского народа, что если четверговую свечу принести домой и покоптить ее огнем притолоку – крестик нарисовать, то нечистая сила через этот порог в дом не войдет. И вот народ – наши бабушки ценят этот четверговый огонь, и поэтому ручейки света растекаются из храма вечером поздним этого дня!

В тридцатые годы происходит действие романа – народ в основном православный в стране еще. Люди помнят хотя бы детские воспоминания об этом вечере Великого Четверга. Этот день – чистый Четверг. День особой чистоты, внимательности, собранности, день скорбной тишины предпасхальной. И вдруг – в этот день пойти в театр Варьете? Это какой же сволочью надо быть, чтобы так провести этот вечер? Хорошо, не все церковные люди. Но этот вечер особой скорби христиан – хотя бы из уважения к своим родителям, к своему детству, где это было, можно же провести у друзей, у себя дома, в библиотеке… Ладно, пошел в театр, но в консерваторию пошел, в серьезный театр… А на сеанс черной магии в театр Варьете? Это надо быть совершенным отморозком, сознательным и воинствующим атеистом.

Вот поэтому у Воланда есть полное право издеваться над ЭТИМИ людьми. Потому что они САМИ отреклись от Христа и сняли с себя защиту.

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 4
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Есть ли защита от Воланда?

А защита от Воланда есть? Подумайте, можно ли защититься от Воланда? Противостоять его банде, не пустить в свою жизнь?

Два эпизода в романе очень важных есть. Буфетчик из театра Варьете идет на «проклятую квартиру», чтобы поменять фантики на деньги. Поменял, уходит от Воланда, берет свою шляпу одевает, выходит на лестницу. И вдруг , уже спускаясь по лестнице, понимает, что что-то произошло: брал шляпу, а в руках – беретка с пером. Понимает, что это происки Воланда опять. И он – подлец, конечно, подлецом, но тут о Боге вспомнил, и… ПЕРЕКРЕСТИЛ беретку. Беретка превратилась в черного котенка, который запищал, исцарапал ему лицо когтями и брызнул вверх по лестнице.

Второй эпизод: Азазелло в конце романа убивает Мастера и Маргариту, а затем их призраки садятся на коней-призраков. Дети, переведите мне пожалуйста с русского на русский: конь-призрак одним словом как будет?

— ???

— Вы что, «Гарри Потера» не читали? Фистрал будет. Значит, души Мастера и Маргариты садятся на этих фистралов и собираются улететь. И тут ночную тишину разрезает крик Азазелло: «Руку отрежу!». Кому кричит? Кухарке-соседке. Она подняла руку ДЛЯ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНЬЯ. И Азазелло, которому плевать на все пулеметы советских милиционеров, Азазелло испугался. Не крестись!

Так что защита от Воланда есть. Но когда люди сами отрекаются…

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 5
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Ты чувствуешь сквозняк, оттого что это место свободно...

Вот смотрите, есть такой эпизод в романе: Воланд с крыши дома Пашкова осматривает Москву. И что он видит? Его взору открылись огромные скопища дворцов, гигантских домов и жалких лачуг, обреченных на снос. Простите, я предположу, что даже самый въедливый читатель в Алапаевске, прочитает эту фразу и проскользнет взглядом дальше. А для москвича здесь есть вопрос.

Дело в том, что дом Пашкова – это дом напротив въезда в Кремль. Это – всегда — самый богатый район Москвы. Спросите сегодня любого риэлтора – где в столице самая богатая недвижимость? Вблизи правительственной резиденции, на берегу реки. Поэтому понятно, почему Воланд видит с крыши дома Пашкова дворцы и гигантские дома. Простите, а где лачуги-то? Тем не менее Булгаков не наврал, и Воланд все правильно увидел. В этом месте были лачуги – но в строго определенном месте, в строго определенное время, с 1933 по 1939 год, на месте храма Христа-Спасителя, в промежутке между взрывом храма и началом строительства сталинского Дворца Советов.

Это очень важная деталь. У Бориса Гребенщикова была строчка:

— Ты чувствуешь сквозняк, оттого что это место свободно…

Москва, взорвавшая храм Христа-Спасителя, отрекшаяся от Христа, она затягивает в эту пустоту образовавшуюся, затягивает этого «знатного иностранца», нечисть. Вот точно также затягивает она судьбы и души этих атеистов, пришедших на сеанс черной магии… Вечером в Великий Четверг.

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 6
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

Пасха и Бал Сатаны

Пятница. Это удивительный день в жизни церковной – это единственный день в году, когда есть дневное богослужение, обычно у нас службы утром и вечером, и только один день в году – в лихую Пятницу – служба днем: вынос Плащаницы. Снятие Христа, погребение его. И вот в это время Маргарита идет к Манежной площади и она видит траурную процессию с гробом Берлиоза без головы – такая пародия на вынос Плащаницы Христа.

В ночь с пятницы на субботу в романе – это бал у Сатаны. Вот чтобы понять, что это такое, нужно вспомнить, что однажды Елена Сергеевна Булгакова сказала, уже после смерти мужа Мариэтте Чудаковой: «Ничего нельзя понять в творчестве Миши и его романах, если хоть на минуту забыть, что он сын профессора богословия». Афанасий Булгаков – профессор Киевской духовной академии. Есть такие вещи, которые не знает обычный прихожанин. Даже приходской батюшка может их не знать. А профессор богословия должен знать. Дело в том, ну-ка вопрос на вашу наблюдательность — на Пасху батюшки в каких одеждах служат, какого цвета? Какой цвет Пасхи?

— Красный!

— А вот и неправда. Белый. Крестный ход на Пасху в белых одеждах. А потом батюшки переодеваются в красные. Вот почему крестный ход в белых одеждах? Потому что когда-то в древности Великий пост – это было время, когда люди готовились к крещению. Это не то как сегодня: пришел в храм, сто рублей заплатил, крестик одел. Тогда человек целый год готовился, особенно в Великий пост. И чтобы Пасха была для всех, крестили перед Пасхой этих оглашенных, а когда человека крестят, надевают на него белые одежды. Эта традиция осталась до сих пор – белую рубашечку на малыша надевают при крестинах. И вот люди в белых одеждах крестились за городом, где-нибудь в реке, а потом шли к храму – отсюда этот крестный ход. Так вот, крестили этих людей в ночь с пятницы на субботу.

Что происходит на балу у Сатаны? Антикрещение – Маргарита в двух болотах купается, сначала вне Москвы окунается в некое болото, смывая с себя благодать крещения, а потом в какую-то кровавую ванну опускается уже в «проклятой квартире», принимая сатанинское посвящение.

Виктор Прокофьев Мастер и Маргарита 7
Виктор Прокофьев. «Мастер и Маргарита».

И, наконец, ночь с субботы на воскресенье. Пасха. Хотя храм в Москве взорван, Пасха осталась. И Сатана не может остаться в православной Москве на Пасху, поэтому он улетает. И последнее, что он видит – отблески заходящего солнца на КРЕСТАХ Новодевичьего монастыря. Обратите внимание, когда Воланд рассказывает историю Иешуа, он ни разу не употребляет слова «крест» или «распятие». Во всех главах романа про Понтия Пилата этих слов нет ни разу – Сатана боится креста!

И в конце романа сияют кресты Новодевичьего монастыря – и Воланд покидает Москву.

Так что русская литература дает огромное количество поводов для разговора о православии.

Продолжение здесь -  https://literny.ru/shamritskij/budushhee-rossii#more-820 

Окончание вот тут - https://literny.ru/shamritskij/dyakon-andrej-kuraev

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика