Волшебный луч в кромешной тьме...

Впервые он зажегся в Париже в рождественские дни 1895 года – в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов Луи Люмьер показал свое новое изобретение «синематограф».

Распространено мнение, что в тот вечер 28 декабря первым был показан фильм «Прибытие поезда», хотя как свидетельствуют сами Люмьеры, зрителям сначала показали «Выход рабочих с фабрики».

«Прибытие поезда» просто произвело более сильное впечатление, говорят, зрители в ужасе выскакивали из кафе…

Париж. Бульвар капуцинов
Клод Моне. «Бульвар капуцинов в Париже», 1873 год. До рождения кино ещё 22 года:)

Братья Люмьер
Братья Люмьер – создатели десятого чуда света.

 

Памятник братьям Люмьер в Екатеринбурге
Памятник братьям Люмьер возле кинотеатра Космос в Екатеринбурге.
Снимок Ольги Колотовой — http://www.liveinternet.ru/users/vitoria1813/post251137665

 

Париж. Гранд кафе
«Ганд-кафе». Именно в нем братья Люмьер
впервые продемонстрировали свое изобретение – синематограф...

 

Выход рабочих с фабрики
«Выход рабочих с фабрики». Именно этот фильм был показан на первом киносеансе.

 

Прибытие поезда
Зато «Прибытие поезда» произвело самое сильное впечатление.

Алапаевск встретил синематограф  «брызгами шампанского»

В Алапаевск синематограф завез француз Дерсен: первый сеанс состоялся 29 февраля 1904 года в клубе металлургического завода – об этом событии написал заметку в номер «Екатеринбургской газеты» от 6 марта её алапаевский корреспондент Нечуждый, вот только какой фильм «нарисовал»тогда на экране «волшебный луч», сообщить забыл…

Новинка произвела фурор – интерес был, судя по всему небывалый, поскольку уже в этом же 1904 году в городе был открыт первый кинотеатр. Он разместился в большом деревянном доме на улице Пушкина, как раз через дом от здания, где сейчас располагается школа искусств имени П.И. Чайковского, позднее на этом месте был построен трехэтажный жилой дом, в котором, по странной иронии судьбы потом всю жизнь прожил главный свидетель если не детства, то юности алапаевского кинематографа – Юрий Абрамов.

Краеведы Алапаевска. Корюкин, Новоселов и Абрамов
Наши краеведы.:)
Слева направо: Иван Афонасьевич Корюкин, Евгений Александрович Новосёлов
и человек-город, ходячая энциклопедия Алапаевска Юрий Петрович Абрамов.

 

Алапаевск Кино
Вот он – наш первый алапаевский синематограф – электротеатр «Заря».

 

Вот он, наш первый кинотеатр, на пожелтевшем фото из 1904-го. Вытянутый длинный деревянный дом, парадный вход, флюгер над трубой, а рядом – непонятное трубообразное строение. Оказывается – это билетная касса, крыша которой сделана в виде бутылки шампанского. Вот так – брызгами шампанского!!! — город приветствовал обустройство на постоянное место жительства «великого немого».

Топ, топ, топает малыш...

Юрий Абрамов впервые встретился с ним в 1928-м, когда ему было уже целых четыре года:
— Не помню, ни как назывался фильм, ни о чем он был. Запомнилось только, что звери с экрана прыгали прямо в зрительный зал. А первый фильм, название которого осталось в памяти – «Мисс Менд». Я тогда уже в школу пошел.

Мисс Менд
Киноафиша фильма «Мисс Менд».

Кинотеатр «Заря» был единственным в городе, хотя нет, какое-то время ещё работал кинотеатр «Безбожник», который находился в церкви Александра Невского, но вскоре церковь разрушили…

Храм Александра Невского в Алапаевске
Вот так храм Александра Невского
превращали в кинотеатр «Безбожник»
Снимают колокола…

В той, старой «Заре» все было почти также, как и сегодня – окошечко кассы, фойе, где толпился народ в ожидании сеанса, буфет, где можно было купить фруктовую воду, конфеты или папиросы, и, наконец, сам зрительный зал с рядами длинных деревянных скамеек со спинками и экраном в простенке между двумя дверями на выход.

Звук тогда в кино еще не пришел, а поскольку смотреть «фильму» в кромешной тьме и гробовом молчании было неуютно, то фильмы сопровождались «живой музыкой» — возле экрана стояло пианино, над которым маячили огоньки двух свечей – чтобы пианистка могла видеть ноты. Хотя чаще всего она импровизировала – играла «в такт» творившемуся на экране.

Тапёр
Тапёр

Полюбите пианиста,
хоть он с виду неказистый,
Не имеет званья до сих пор…
Не спешите расставаться,
жизнь полна импровизаций,
гениальным может быть тапер:)

Обычно в зрительском зале стоял смех – в 1920-е кино еще оставалось аттракционом, «важнейшим из искусств» оно станет в 1930-х, когда заключит союз со звуком.

В 1934 году в городе открылся еще один кинотеатр — «Коммунистический интернационал молодежи», а проще – «КИМ», ныне на его месте высится здание администрации МО Алапаевское. В нем Юрий Абрамов впервые увидел звуковые фильмы – «Путевка в жизнь», и, конечно же, «Чапаев».

Путёвка в жизнь
«Путевка в жизнь». Перевоспитание трудом бывших уголовников-беспризорников.

 

Психическая атака Каппеля
«Чапаев» Знаменитая «психическая атака» каппелевцев.

 

Чапаев
«Чапаев». Василий Иваныч и Петька ещё не стали героями анекдотов.

— «Ким» был забит до отказа, стояли в проходах, сидели на полу перед экраном. Для тех, кто не смог попасть в зал — велась радиотрансляция на улицу, стояли и слушали, несмотря на мороз. На «Чапаева» ходили по нескольку раз, специально приезжали из деревень…

Кино было невероятно популярным и позднее – в 1950-х – 1960-х – Юрий Абрамов вспоминает, как раскидывал с самолета листовки с анонсом фильма «Донецкие шахтеры». Кто его помнит сегодня, этот фильм? А ведь было не достать билетов на сеанс…

Кино от рассвета до заката

Я встретился с кинематографом в самом начале излета этой популярности – в начале 1970-х. Тогда в городе уже было три кинотеатра: широкоформатный – «Заря», «Урал» — в северной части города, и «Радуга» — в Рабочем городке.

Смотрели всё, что показывали, «Черный тюльпан», так «Черный тюльпан», «Освобождение», так «Освобождение», и билеты по-прежнему шли влет, и аншлаги – неделями на все сеансы, и оглушительный свист – «Сапожники!», когда вдруг рвалась пленка или пролетал ракорд…

"Черный тюльпан". Ален Делон
«Черный тюльпан». Ален Делон – со шпагой на лихом коне.

 

"Освобождение". Юрий Каморный
«Освобождение». Одну из заметных ролей в этом фильме – командира «тридцатьчетверки»
сыграл парень из нашего Алапаевска Юра Каморный…
Тогда никто не мог и предположить, что вскоре он трагически погибнет.
А в юности жил на нашей улице Володарского,
всего в двух кварталах от моего дома, учился в нашей школе №1.

В 1980-м я пролетел как фанера над историческим факультетом УрГУ. Сидеть на шее у родителей не собирался, но куда податься – тоже не знал. И вдруг в кинотеатре увидел объявление о наборе желающих учиться на киномехаников. В ГПТУ №20 в Свердловске. Дают общагу, степендия – 70 рэ, по тем временам – очень много, ленинская степендия в универе была всего лишь 40 рэ, а самое главное, что через 8 месяцев ты станешь самостоятельным и независимым.

Так всё и получилось – из училища я вышел с I категорией, и меня отправили в кинотеатр «Урал» — второй экран города.

Алапаевск. Кино "Урал"
Кинотеатр «Урал» — в нем я оттянул «десятку» за постом:)
Снимок Владимира Макарчука.

Сперва надо мной ржали:

— С первой категорией, а фильм по 15 минут заряжает! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!!!

Оно и понятно, люди по десять-пятнадцать лет проработали, а категория только вторая, а тут я – только что из училища, и уже с первой.

— С первой категорией, а точек не видит, ракорды так и летят! И чему его в этом училище учили…

Впрочем, прикалывались недолго. А чему меня научили, увидели, когда во время одного из сеансов в моем КПТ-7 взорвалась ксеноновая лампа, которая превратила в кучу стекол отражатель и в стеклянный пепел контротражатель. Я не умел быстро заряжать фильм, не видел точек перехода на экране, но менять ксеноновые лампы и регулировать осветительную систему я умел.:)

А через пару недель и фильм уже стал заряжать как все – за 20 секунд. Первым же кино, которое я открутил самостоятельно стал ничем не примечательный фильм «Стрельба дуплетом».

Алапаевск Кино "Стрельба дуплетом"
«Стрельба дуплетом». С двух постов по очереди:)

Айда в кино

Но время было уже не то. Фильмов стали выпускать много, телевизор из роскоши превратился в предмет повседневного быта, и… кино из праздника превратилось в «ну, пойдем, что ли, сходим, от нечего делать». Кинотеатры уже начали пустеть. Наш второэкранный «Урал» запустел в первую очередь. Вместо полных залов – по 5-6 человек на сеансе, а то и вовсе – «сеанс не состоялся, не было зрителей».

Окончательно кинематограф в Алапаевске добили видеомагнитофоны и DVD-плейеры – и сегодня, какой-бы изощренный промоушен не устраивали перед премьерой нового фильма его создатели, больше половины зала в единственный уцелевший городской кинотеатр «Заря» он не соберет.

Вот, где-то там, в больших городах, в современных суперкинозалах, где есть долби-стерео, там, когда-нибудь, может быть, и да. А в маленьких городках эпоха кинематографа закончилась…

Алапаевск Кино "Заря"
Сегодня в «Заре» — пустой зал на сеансах.
А я помню, как в середине 1980-х, уже работая киномехаником,
не смог даже «по блату» попасть на «Трюкача» — не было свободных мест…
Снимок Владимира Макарчука.

…Но все равно, всякий раз, вставляя диск с кучей последних новых фильмов в комп, я невольно бросаю взгляд на окно: а не раздастся ли снова, как в детстве, негромкий стук, а вслед за ним – короткое:

— Айда в кино!

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Комментарии 3

  • Кинотеатр «Ким» я помню ещё во-о-о-т такусеньким ребятёнком, даже помню фильм « Тайна двух океанов». Ну а «Заря» -это и моё и детство и юность, рядом учился, рядом жил по ул. Фрунзе. Конечно, какое сейчас кино? Есть смарт телевизоры с большим экраном, смотри что хочешь сидя на диване. Но нет той магии большого, тёмного зала с лучём от проектора. И уже совсем не понимаю нынешние кинотеатры, где сидят с мешком попкорна. Так что того «кина» уже не будет.

  • Прочитал и задумался. В 1959 году я встретился с кинотеатром «Заря», или, точнее, кирпичная кладка строящегося здания кинотеатра «встретилась» с детьми детского сада № 3, что на углу улицы Смольникова /позднее Братьев Смольниковых/. Его стены поднимались всё выше и выше, работали подъемные краны... Во время прогулок мы наблюдали за этой стройкой, наши веранды слегка потряхивало от ударов техники. Конечно, от родителей мы знали, что строится кинотеатр, но это было для многих из нас что-то неведомое.

    Хотя в каждом районе города были клубы с кинозалами, библиотеками, кружками и конечно, позднее с ВИА. Клуб АУЖД /нашего шефа по школе №3/, клуб «Стройдормаша» на месте нынешнего административного здания «СДМ», старый клуб «ДОка», клуб «Строитель» в Рабочем городке, клуб деревни Алапаихи на живописном берегу реки Нейвы с огромной поляной перед ним. Позднее построили широкоэкранный "Урал " с беседками вокруг фонтана. Добрались и до Рабочего городка, построив кинотеатр «Радугу».

    Около кинотеатра «Заря» построили и 5-и этажный крупнопанельный дом. В него переехало немало моих одноклассников с улицы Веры Шляпиной, где начали строить детский сад. Одним из запоминающихся событий для зрителей «Зари» был специально устраиваемый аттракцион перед началом сеанса, когда с 5 этажа из квартиры Толи Р. начинали спускаться с балкона на балкон по очереди Толик Р., Иван Ч., Серега Ч., Коля Т. Невольные зрители, они же и кинозрители, получали нервную нагрузку вдовесок к предстоящему фильму. Так, перемещаясь и повисая над каждым нижестоящим этажом, «гвардейцы» уже запросто спрыгивали с оконечного второго и с чувством превосходства покидали импровизированную «стену вздоха»...

    Из годах 1966—1968-х в кинотеатре «Заря», видимо, на общем фоне возросшего «социалистического сознания» отменили контролеров, скрупулезно проверяющих билеты. Проходя мимо двух «хранительниц культуры» надо было показать билет, самостоятельно оторвать «контроль» и бросить его в стоявшие рядом урны /почти по Высоцкому — как он рассказывал, в театре на Таганке поставили три урны и побывавшие на спектакле зрители должны были бросать в них цветные купоны: понравилось — «красный», не понравилось «черный», ни то ни сё «синий»; и как он выразился «Мы их потом высыпаем в одну кучу и... выбрасываем на мусорку!»/.

    Но возвращаясь к «детско -юношеским воспоминаниям» и Владимиру Семеновичу, вот как раз насчет мусорки... За кинотеатром «Заря», метрах в 5-6 стоял кирпичный туалет, и вот туда и выбрасывали оторванные части недавнего билета, и, конечно, особый интерес вызывала часть, именуемая «контроль». Ушлые ребятки собирали эту утилизированную «запчасть», затем в домашних условиях брали основную часть использованного билета и найденный «осколок» контроля и аккуратно склеивали их вместе, конечно же, с обратной стороны. Особо необходимо было пожирнее провести линию отреза, чтобы на расстоянии метра-двух «служители культуры» отчетливо видели целостность и добротное состояние билета, что и происходило. Оставалось только войти в зал, присесть на свободное место и умиротворенно посмотреть зрелище!

    • Я в детстве лазил на крышу кинотеатра «Урал» по пожарной лестнице, а потом с крыши через слуховое окно — на чердак. И оттуда, через вентиляционные окна, которые были похожи на современные огромные черные очки с дырочками, только квадратные, смотрел под острейшим углом фильмы, на которые «дети до шестнадцати лет» не допускались даже за наличные:).

      Ещё рядом с кинотеатром, на улице Розы Люксембург, была, да и сейчас есть, небольшая будка, с четырьмя — на все стороны света — закрытыми решетками отверстиями. И меня всегда интересовало — что это за будка, куда ведет ход из неё. Потом, когда уже работал в кинотеатре, раскрыл «тайну зарешеченной будки» — ход из неё вел в подвал, где находились силовые щиты с электрооборудованием.

      В клубе деревни Алапаихи я весной 1981-го проходил практику — там стояли экзотические «Ксеноны» — 1М, в которых в фильмовом канале вместо текстолитовых прижимных полозков стальные салазки. Полосили они ужасно, даже если правильно установишь все петли, все равно или поцарапают пленку, или надсечку дадут по перфорациям. Поэтому фильмы в прокат в клуб Алапаихи отправляли в последнюю очередь, когда он уже дорабатывал лимит сеансов по второй категории.

      Веселое было это киношное время:)

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика