Кто построил Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе?

Если вы сегодня спросите, кто построил Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе, вы вряд ли получите на свой вопрос какой-то определенный ответ. Скорее всего, он будет примерно таким — имя зодчего Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе неизвестно, но храм он создал уникальный, единственный на белом свете, и больше такого нигде нет.

Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе
Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе.
Снимок Виктора Чехомова.

Барокко или классицизм?

Нет, конечно, есть похожие. Когда речь заходит о Спасо-Преображенской церкви сразу же вспоминают, что она выстроена в стиле так называемого «сибирского барокко», и что в таком стиле в конце XVIII – начале XIX века на обширном пространстве за Камнем, то есть на Урале и в Сибири было построено более ста храмов. И А ещё сразу назовут вам церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, на которую Спасо-Преображенская очень похожа. Действительно, похожа, но…

Тот, кто сравнивал Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе с другими храмами Урала и Сибири, построенными в это время, никак не сможет обойтись без этого «но», потому что даже неопытному глазу видно, что наша церковь, хоть и схожа с той же тобольской и в общем архитектурном плане, и в деталях декоративного убранства, но она совсем не такая.

Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске
Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске

Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, несмотря на все свои достоинства, все-таки «одна из» среди храмов «сибирского барокко». А Спасо-Преображенская в Нижней Синячихе не «одна из», она превосходна перед всеми остальными.
Чем же она так выделяется, так захватывает дух, так пленяет?

Храмы часто сравнивают с кораблями, которые преодолевают в веках «житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею». Но преодолевать его можно по-разному. Перед большинством церквей, построенных в стиле «сибирского барокко», «житейское море, воздвизаемое напастей бурею», отступает, потому что они цепко держаться за грунт своими спасительными якорями. В них есть порыв – туда, ввысь, в небеса, но он словно прерван на взлете, и они, словно понимая, что полета не будет, пытаются преодолеть своё разочарование в недостаточной конструктивности целого декоративным архитектурным буйством в деталях.
Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе – совсем другая. Она очень сдержана по сравнению с ними в своем декоративном выражении чувств. Но она потрясающе выразительна в целом – её порыв к небесам не сможет остановить никто и ничто.

Взлёт!

Зодчий, работавший над проектом Спасо-Преображенского храма, смог найти такие пропорции архитектурных объемов и такую выразительную линию силуэта, что склонное к изнеженности «сибирское барокко» вдруг наполнилось невероятной для него мощью, перед которой нет никаких преград.
Вот эта церковь – она полетит! Она уже летит!

Самойлов
Восстановитель православных храмов и хранитель русской культуры Иван Данилович Самойлов.
Снимок Владимира Макарчука.

Первым на эту особенность Спасо-Преображенского храма обратил внимание его воссоздатель в наши дни Иван Данилович Самойлов. В своей книге «Сокровища Нижней Синячихи», отдав должное и легенде про строившего храм итальянского мастера, и сходству Спасо-Преображенской церкви с церковью Захарии и Елизаветы в Тобольске, он делает примечательное замечание о том, что «в облике её отчетливо проступают черты раннего классицизма». А именно — «приделы к церкви отсутствуют, архитектурные объемы вытянуты по вертикали, четкая планировочная композиция придает сооружению динамизм, легкость, устремленность ввысь». Говоря об элементах стиля барокко в Спасо-Преображенской церкви, единственное, на чем он конкретно акцентирует внимание, это на том, что они «преобладают в её декоративном убранстве».

Всё это наводит на мысль, что над проектом Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе работал мастер, имеющий архитектурное образование, который традиционный для этих мест барочный облик храма переосмыслил, опираясь на принципы классицизма.

Но кто же был этот архитектор?

Его имя назвал ещё в 1994 году краевед из села Кировского Иван Павлович Жижелев. Правда, он тогда ничего больше о нем не сообщил, никаких подробностей о его жизни и творчестве, только имя. Может быть, именно поэтому его сообщение тогда не привлекло к себе того внимания, которого оно несомненно заслуживало.

Поиски и находки Ивана Жижелева

Иван Павлович тогда в связи с приближающимся 200-летием начала строительства Спасо-Преображенского храма проводил изыскания в архивах об истории основания и самой Нижней Синячихи, и строительства в ней железоделательного завода, и, конечно же, об истории строительства в селе церкви.

Вот что он, в частности, тогда написал об истории храмового строительства в Нижней Синячихе в своей публикации «Её путь и далек, и долог…» в газете «Алапаевская искра».

«По данным переписи Г. Черткова и А. Бернацкого, Нижняя Синячиха как поселение возникла в 1666 году. До середины XVIII века её жители не имели своей церкви, ходили молиться в Алексеевский храм в Алапаевске. Но в марте 1754 года направили ходоков в Тобольск, к митрополиту Сильвестру с покорнейшим прошением разрешить построить свой храм.
Такое разрешение было получено, и в Нижней Синячихе была построена небольшая деревянная церковь. Она простояла без ремонта сорок лет и обветшала. В 1794 году мурзинский благочинный обратился к пермскому епископу за помощью – просил денег на ремонт. Но епархия, выполняя указ Императрицы Екатерины II о замене обветшавших деревянных церквей каменными, распорядилась о строительстве новой церкви по проекту известного пермского архитектора Паульсена Поунада.

О времени постройки Спасо-Преображенского храма сообщается в изданной в 1902 году книге «Проходы и церкви Екатеринбургской епархии». В ней написано, что существующий ныне в Нижнесинячихинском заводе храм «построен нераздельно с колокольней, каменный, двухэтажный, начат был постройкой 12 мая 1794 года, а к 1823 году окончен вполне…».

Итак, каменную Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе епархия распорядилась строить по проекту «известного пермского архитектора Паульсена Поунада».

Кто такой пермский архитектор Паульсен?

В 1794 году архитектор в Перми мог быть только один – губернский. К счастью, все губернские архитекторы, начиная от введения этой должности в штате Пермского наместнического правления в соответствии с Указом Сената от 21 января 1782 года и до 1917 года, известны. Их список опубликован пермскими историками Александром Сергеевичем Терехиным и Леоном Сергеевичем Кашихиным.

И в этом списке третьим стоит имя Готлиба Христиана Паульсена, исполнявшего обязанности губернского архитектора с 1784-го по 1788 год.

Правда, Спасо-Преображенский храм был начат постройкой в 1794 году. Но ведь в распоряжении епархии и не говорится, что Паульсен непосредственно его строил. Для строительства был выбран его проект, видимо, сделанный им ранее. Кстати, в пользу такого предположения говорят ещё два факта. Первый – что между обращением о ремонте обветшалой деревянной церкви в Нижней Синячихе и началом строительства каменного Спасо-Преображенского храма проходит всего около 4 месяцев. А второй — что примерно в это же время, в 1793—1794 годах, в Перми строился Архиерейский дом, тоже по проекту Паульсена.

Так кто же он все-таки был такой, этот Готлиб Христиан Паульсен?

До недавнего времени его имя, несмотря на то, что он долгие годы проработал в Санкт-Петербурге и оставил там несколько примечательных зданий, а так же два нереализованных, но очень интересных архитектурных проекта, не упоминалось даже в подробных пособиях по истории русской архитектуры XVIII века. Из забвения его извлек Виктор Вячеславович Антонов, автор ряда книг, в которых он, опираясь на свои многолетние архивные изыскания, рассказывает о неизвестных или прочно забытых людях, зданиях, событиях и фактах из истории Санкт-Петербурга.

Из этих книг нас интересует самая последняя – «Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура», где как раз идет речь об Готлибе Христиане Паульсене, архитекторе, мастере раннего петербургского классицизма.

Готлиб Христиан Паульсен. Вехи жизни и творчества

По данным «Петербургского некрополя», Готлиб Христиан Паульсен (или на русский лад Христофор Христофорович Паульсен) родился 17 ноября 1744 года в Санкт-Петербурге, в семье штаб-лекаря лейб-гвардии Конного полка Христиана (Христофора Михайловича) Паульсена и дочери пастора Христины Нацциус.

Архитектуре Готлиб Христиан учился у своего зятя – Фельтена, главного архитектора Канцелярии от строений, который был женат на его старшей сестре Анне. Обучение проходило в 1761–1763 годах и состояло из исполнения чертежей и практических занятий. Паульсена своим учеником называл также Бартоломео Растрелли. Но учиться у строителя Зимнего дворца юноша мог только до августа 1762 года, то есть до того, как придворный архитектор надолго уехал за границу.

От Фельтена и Деламота, двух виднейших зодчих столицы, Паульсен получил хорошую аттестацию. «Обучался архитектуры цивилис (то есть гражданской архитектуре), в рисовании всяких чертежей и от руки, а также в практиках и математике». В июле 1764 года он был принят с ежегодным окладом в 100 рублей «архитектурии помощником третьего класса... в команду архитектора Фельтена». Фельтен в это время занимается строительно-отделочными работами в Зимнем дворце, только что законченном Растрелли.

Но долго в Петербурге он не проработал – 4 мая 1766 года подал просьбу «для приобретения совершенной науки отъехать в другие иностранные государства на своем коште». В этой поездке, которая «из-за приключившейся болезни» вместо отпущенных двух лет продлилась три года, Паульсен посетил Францию и Италию, две страны, определявшие архитектурный стиль в Европе тех лет. Этот стиль именовался классицизмом и вдохновлялся постройками императорского Рима.

Вернувшись в 1769 году в Петербург, Паульсен продолжил в качестве помощника архитектора сотрудничество с Фельтеном. Но 11 февраля 1772 года из-за повреждения ноги вышел в отставку в чине подпоручика. Уйдя от Фельтена, Паульсен в 1778 году, получает звание архитектора. И устраивается в строительную экспедицию Главной полицмейстерской канцелярии помощником Христиана Людвига Кнобеля (1725–1782). Кнобель заведует обывательской застройкой столицы и утверждает проекты частных домов.

После кончины Кнобеля Паульсен 1 июля 1782 года занял место архитектора Управы благочиния. Он остается таковым до своего выхода в отставку 31 октября 1809 года статским советником. В то же самое время он в 1788–1797 годах, что также очень важно для нас, он служил губернским архитектором.

Умер Готлиб Христиан Паульсен 7 января 1811 года и погребен на Волковом лютеранском кладбище.

Что построил Паульсен?

Виктор Антонов в своей книге называет постройки Готлиба Христиана Паульсена, которые удалось выявить на сегодняшний день. Прежде всего, это выстроенная им в 1803–1805 годах финская кирха св. Марии на Большой Конюшенной. Эта базилика оформлена по фасаду дорическим портиком из четырех колонн, завершенным треугольным фронтоном. Над ним возвышается небольшая главка с куполом. По сторонам портика в нишах ранее стояли статуи апостолов Петра и Павла.

Церковь святой Марии в Санкт-Петербурге
Финская лютеранская церковь святой Марии в Санкт-Петербурге.
Архитектор Г.Х. Паульсен.

Но это поздняя работа Паульсена – к более ранним относятся два его собственных дома, выстроенные в стиле безордерного классицизма. В 1807 году Паульсен составил проект еще одного жилого дома – на набережной реки Фонтанки. Четырехэтажное здание, украшенное портиком из четырех коринфских пилястр, было окончено в 1812 году. На улице Якубовича стоит ещё один жилой дом, автором которого был зодчий. Вытянутое двухэтажное здание возвели в конце 1790-х годов для причта Исаакиевского собора. Его простой фасад, оформленный только горизонтальными тягами и треугольным фронтоном, не изменился со времени постройки.

Из прошения вдовы архитектора выясняется, что он построил Вознесенский мост через Екатерининский канал. А до того ему пришлось по долгу службы перестраивать здание Главной полиции на набережной Мойки.

Ну и что, спросите вы, для чего этот длинный список, какое отношение все эти дома имеют к Спасо-Преображенскому храму в Нижней Синячихе? Ответ будет такой – этот список показывает, что Паульсен был весьма разносторонним мастером.

Но ещё важнее его неосуществленные проекты. Виктор Антонов приводит два из них. Будучи в 1788–1797 годах губернским архитектором Паульсен спроектировал однопрестольную каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Чирковицы на Нарвском тракте. Этот неосуществленный проект подписан его фамилией и хранится в музее Академии художеств. А в 1800 году зодчий предложил план урегулирования Стрелки Васильевского острова, чему позже посвятили свои проекты Захаров, Томон и Кваренги.

Архиерейский дом в Перми
Архиерейский дом в Перми.
Архитектор Г.Х. Паульсен.

В Перми к постройкам Готлиба Христиана Паульсена относят два здания — Архиерейский дом и Губернаторский дом. Также полагают, что он был автором проекта строительства Пермского кафедрального собора.

Вместо P.S.

Подведем итоги:

  • архитектурный облик Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о том, что её проект разработал зодчий, который в своем творчестве руководствовался принципами классицизма;
  • существует распоряжение епархии, о котором писал И.П. Жижелев, о строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе по проекту пермского архитектора Паульсена Поунада;
  • губернским пермским архитектором в годы, непосредственно предшествующие строительству Спасо-Преображенской церкви, был петербургский архитектор Готлиб Христиан Паульсен;
  • Готлиб Христиан Паульсен является мастером раннего классицизма, он известен как автор ряда осуществленных и неосуществленных проектов зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и проекта однопрестольной каменной церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Чирковицы на Нарвском тракте.

Все это позволяет утверждать, что автором проекта Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе мог быть именно петербургский архитектор Готлиб Христиан Паульсен.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

 

Читайте также о реставрации Спасо-Преображенской церкви и создании в Нижней Синячихе музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства.

Началоhttps://literny.ru/we/spaso-preobrazhenskij-hram#more-1278

Продолжениеhttps://literny.ru/we/samojlov

Окончаниеhttps://literny.ru/we/nizhnyaya-sinyachiha-muzej

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика