Крестовоздвиженский монастырь на речке Кыртомке: Часть 2

Начало  вот тут — ЧАСТЬ 1

Паломничество на святой Афон

Так прошло три года. А в 1873 году Андрей Медведев решает посетить православные святыни за пределами России, имея при этом твердое намерение остаться навсегда в монастыре на святой Афонской горе.

Во время своего паломничества он посещает Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Синай и Египет, Рим и Бари, и, наконец, добирается до Афона. Там он проводит три года в Русском Андреевском скиту и принимает монашеский постриг – так Андрей Медведев становится монахом Адрианом.

Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне
Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.

Русский Свято-Андреевский скит на Афоне
Русский Свято-Андреевский скит на Афоне.

А в 1878 году афонские старцы благословляют его возвратится на то место, где он начинал свою уединенную жизнь, а именно на речку Кыртомку, для продолжения своих иноческих трудов.

Окончательное основание Кыртомской обители

По возвращении Адриан поступает в лесничество лесным стражником, живет уже не в землянке, а устраивает себе деревянную келью.

На следующий год, а именно 20 мая 1879 года к нему присоединяется отставной рядовой Тульской губернии, Ефремовского уезда, Солдатовской волости Тимофей Космин Шеин, а ещё спустя какое-то время рядом с ними поселяются ещё несколько человек, тоже пожелавших вести отшельническую жизнь под руководством отца Адриана. Он арендует уже десять десятин земли, и общими силами они сооружают на Кыртомке молитвенный дом.

Слух о Кыртомской молитвенной общине начинает распространятся по окрестным и дальним селам, число пустынножителей быстро увеличивается, а соответственно, и Кыртомка начинает быстро обустраиваться – вскоре появляются просторные, крытые тесом дома, мукомольная мельница, кожевенный завод, кузница, мастерские по отделке кож и рогож, изготовлению корыт и саней, два амбара и скотные дворы, на которых машут хвостами 15 лошадей и мычат 25 коров.

Братия пребывает в молитвенных трудах и несет послушание – летом занимаются хлебопашеством, огородничеством, рыбной ловлей, сбором грибов, ягод, кедровых орехов, хмеля; зимой – выделкой кож, изготовлением пимов, корыт и саней, сбывая эти изделия в окрестных селах и на ярмарке в Ирбите и зарабатывая для обители до 3500 рублей в год.

Знаменская церковь на речке Кыртомке
Знаменская церковь на речке Кыртомке,
первоначально, до строительства второго храма — Крестовозвиженская церковь.

К молитвенному дому пристраивают алтарь и колокольню – так на Кыртомке появляется домовая церковь, которая 16 марта 1891 года была освящена в честь Воздвижения честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Иноческие труды и дни

Порядок дня в Кыртомском общежитии был установлен отшельнический. В 12 часов ночи – полунощница, в 6 часов утра – утреня, в 8-9 – литургия или обедница. Богослужение совершалось по уставу и чину церковному, пение и чтение проводилось неспешно, без малейшего опущения. В простые дни братия выходила на послушания, на исполнения назначенного каждому труда. В 12 часов дня – общая трапеза. Чай употреблялся кирпичный, сахару не выдавалось, хлеб в употреблении был только ржаной.

В общем, условия жизни, по нашим понятия, нелегкие, даже тяжелые. Но народ приходил сюда не лучшую жизнь искать, а ради Бога, а потому, всецело подчинив себя своему старцу – отцу Адриану и сотруднику его Тимофею Шеину, трудились единодушно и безропотно, отчего их Кыртомская обитель неимоверно обустраивалась и процветала.

Были и тяжкие скорби

И о них тоже не стоит умалчивать. Отцу Адриану препятствовала в основании и устроении обители на Кыртомке лесная стража и местные полиция и духовенство, и они не только препятствовали, но и принимали все меры к уничтожению обители и изгнанию пустыножителей. Более того, отец Андриан и Тимофей Шеин были гонимы и терзаемы всеми ими как какие-то отъявленные преступники. И угомонились они все только после того, как Кыртомская обитель была признана епархиальными властями как весьма благотворная в этой глухой, населенной раскольниками-староверами, стороне.

Отца Андриана и его обитель оставили в покое, и этого оказалось достаточно, чтобы братия трудами своими довела её до цветущего состояния. А 15 октября 1893 года Кыртомская обитель становится Крестовоздвиженским монастырем.

 

Олег ШАМРИЦКИЙ

Продолжение смотрите вот тут:

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

Читайте также — ИГУМЕН С МЕЖНОЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Хохлов Сергей
Хохлов Сергей
7 месяцев назад

Как сказал бы герой мультфильма: Ах так! На самом интересном месте... Но как и подобает любому интересному труду, а сие пред нами, ничего не остаётся. Набраться терпения и ждать! Спасибо автору, и новых ему вдохновенных успехов!

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x