Написать этот небольшой очерк меня попросил Сергей Хохлов — преподаватель детской школы искусств им. П.И. Чайковского в Алапаевске.
Действительно, о монастыре на речке Кыртомке в Алапаевске наслышаны многие, но наслышаны о нем, как, впрочем, и о многом другом, лишь краем уха. И поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз краем уха услышать, то смотрите и читайте. А начну, как и положено, с делов давно минувших дней, с преданий старины глубокой.
Итак, как написано вот в этой книжке —
Кыртомский Крестовоздвиженский мужской монастырь находится в юго-восточном углу Верхотурского уезда, вблизи границы, отделяющей Пермскую губернию от Тобольской, в местности, окруженной со всех сторон дремучими лесами и расположен на равнине по берегу речки Кыртомки. Монастырь этот отстоит от уездного города Верхотурья на 120 верст и от ближайших населенных пунктов на 36-45 верст.
Сегодня до этих мест можно добраться на «пионерке» по ветке Алапаевской узкоколейной железной дороги на Березовку.
Снимок Андрея Зарецкого.
А потом – отшагать пешком 12 километров вот по этой лесной дороге.
к Крестовоздвиженскому храму на Кыртомке.
Снимок Валерия Баякина.
Она вас как раз и приведет к монастырю – как засверкает у вас в глазах на солнце вот этот крест на въезде в монастырь, так значит и дошли!
Снимок Валерия Баякина.
Снимок Валерия Баякина.
Но вернемся в середину XIX века, так сказать, припадем к истокам создания Кыртомской обители.
Андрей Гаврилов Медведев
Так звали её основателя, простого крестьянина из деревни Горсткиной Махневской волости. До 25 лет своей жизни, он жил, как и все остальные, разве что больше других стремился к уединению, усердно занимался разными крестьянскими трудами, церковно–приходских школ и других учебных заведений не заканчивал, однако самоуком и у грамотных односельчан выучился читать и даже немного писать. Читал, естественно, Священное писание и Жития Святых, других книг в те времена крестьяне и не читали.
Из прочитанного более всего его увлекали жития и подвиги отшельников. Вообще, человек он был набожный, и не только посещал службу в ближайшей церкви в воскресные и праздничные дни, но и часто отправлялся за сотню верст в Верхотурский Николаевский монастырь на поклонение мощам святого праведного Симеона.
А когда ему исполнилось 25 лет, он решил удалиться из родительского дома и посвятить себя монастырской жизни. Но прежде отправился по святым местам России – чтобы ближе всмотреться в жизнь иноков в русских обителях.
Сперва прошагал тысячи километров на восток — от Абалакского монастыря близ Тобольска до Забайкальского монастыря в Иркутске, потом на северо-запад – в Соловецкий монастырь, потом на юго-запад – в Киево-Печерскую и Свято-Успенскую Почаевскую лавры.
На обратном пути близ Острогорска, это тогдашняя Воронежская губерния, ему выпало тяжкое испытание. Полиция проверила его паспорт, он оказался просроченным, а потому Андрея заковали в кандалы и отправили по этапу на водворение на место жительства. То есть в деревню Горсткину.
Вскоре он поступает послушником в Верхотурский Николаевский монастырь, но тамошняя монастырская жизнь показалась ему недостаточно уединенной, а посему он решил удалится от всех и поселится где-нибудь в лесной глухомани.
Первоначальное основание Кыртомской обители
Итак, 30 сентября 1871 года по старому стилю, будучи 37 лет от роду, Андрей Медведев вместе со своим родным братом Георгием отправился вниз по речке Кыртомке в необитаемые леса. Имеется в виду, что в этих лесах никто не обитал, кроме диких зверей, которые тогда там водились в великом множестве. В течение целого дня они шли по берегу Кыртомки, а когда стемнело, остановились на ночлег с твердым намерением на следующий день продолжить путь. Однако, проснувшись утром, Андрей неожиданно сказал брату, что никуда он дальше не пойдет, чтобы будет жить здесь.
Далее он арендует у Нижне-Тагильского казенного лесничества под предлогом, что будет здесь ловить рыбу, две десятины земли и речку Кыртомку на протяжении десяти верст. На берегу Кыртомки он воздвигает деревянный крест, выкапывает землянку и начинает отшельническую жизнь, питаясь грибами и ягодами, кедровыми орешками, иногда рыбой, изредка сухарями, за которыми ходит за 35 верст к вернувшемуся в деревню брату Георгию. При появлении лесных стражей спускается к речке с рыболовными снастями, все остальное время проводит в молитвенных трудах.
Олег ШАМРИЦКИЙ
Продолжение читайте тут:
Читайте также — ИГУМЕН С МЕЖНОЙ
Как интересно и познавательно! Как в детстве, когда новый фильм и ждём новую серию. А читается как! Олег, пиши, находи время! Искреннее тебе уважение, за тактичность, за мужицкое : сказал, сделал. Ждём продолжения!
Отличная статья. Спасибо! Получила огромное удовольствие.
Очень интересно, легко читается. Очень познавательно. СПАСИБО!