Страницы истории Алапаевского станкозавода: Часть 1

Это история Алапаевского станкозавода. Её написал бывший секретарь парткома АСЗ Никандр Иванович Мелкозеров. Она охватывает годы с 1940-го, с первого колышка, по 1952-й.

Впрочем, слово самому автору.

От автора

Секретарем партийного бюро Алапаевского станкостроительного завода мне довелось работать не так уж много времени – всего пять лет, с сентября 1945 по август 1950 года. Но дела и заботы коллектива АСЗ были близки и дороги мне всегда. Можно сказать – с первых дней строительства предприятия.

Вот почему с желанием взялся я за то, чтобы воспроизвести хотя бы в кратком изложении первые этапы строительства станкозавода. На сбор материалов ушел не один год, но о затраченном времени я не жалею.

Пусть, читая эти страницы, ветераны ещё раз вспомнят, как начиналась история АСЗ, а молодежь лучше узнает и об успехах, и о трудностях, которые выпали на долю старших поколений.

г. Алапаевск, апрель 1984 год.

Алапаевский станкозавод
Алапаевский станкозавод. К сожалению, других снимков АСЗ у меня нет.
Если у кого-то есть — присылайте мне на почту: ollegga@list.ru
Как и вообще любые снимки по истории станкозавода.
С фотографиями читать интереснее!

Они были первыми

Подготовительные работы по проектированию завода начались в 1939 году. На правом берегу Нейвы отвели площадку, которая ещё в конце 1920-х годов была подготовлена для строительства металлургического завода. А на левом берегу было отведено место под временный поселок для сооружения бараков (раньше земля здесь была занята огородами рабочих).

В 1940 году было создано особое строительно-монтажное управление треста «Уралтяжстрой». Оно-то и должно было обеспечить строительство трех новых предприятий: завода револьверных станков и автоматов, завода принадлежностей для станков и завода кузнечных штампов.

В конце сентября 1940 года в Алапаевск прибыл временно исполняющий обязанности начальника стройуправления Н.Горбунцов. Он начал заниматься созданием новой строительной организации. Первая контора управления размещалась в арендованном частном доме по улице Красных Орлов.

Первым пришел на стройку 28 октября 1940 года молодой специалист Петр Дмитриевич Арсеньев. Он только что вернулся из армии, где получил хорошую закалку во время войны с белофиннами. П.Д.Арсеньев был направлен в командировку в трест, в Ревду и в Свердловск, для получения лошадей и инструмента. Вернувшись в Алапаевск, он, как говорится, с первого колышка начал работы по строительству бараков.

В газете «Алапаевский рабочий» 29 ноября 1940 года была опубликована статья Н.Горбунцова «Подготовительные работы к строительству станкозавода». Он охарактеризовал задачи, стоявшие перед строителями на том этапе: строительство подсобных предприятий, дорог, временного жилья, гаражей, усиление моста через Нейву. Автор статьи высказал в адрес местных организаций и предприятий города просьбы помочь в обеспечении стройматериалами, транспортом, в аренде жилья, в привлечении рабочих из близлежащих деревень и поселков. Он указал, что летом 1941 года количество рабочих на стройке должно быть доведено до 2500 человек. Первую партию станков предполагалось выпустить в 1943 году.

Плоткин, Рябошапкин, Мотылев и другие

После опубликования в газете статьи тов. Горбунцова много молодежи изъявило желание пойти работать на строительство. Райком партии с учетом важности стройки направил на неё ряд опытных коммунистов. Сюда пришли участники гражданской войны: Александр Константинович Чернышев – начальником отдела кадров, Аристарх Михайлович Латников – механиком, опытный специалист Александр Дмитриевич Дерябин – инженером по технадзору. Павел Семенович Решетников с Зыряновского рудника был утвержден парторгом ЦК ВКП (б), Яков Аристархович Батаков был избран председателем постройкома, Виктор Семенович Власов стал завгаром, Андрей Михайлович Колмаков – заместителем начальника ЖКО.

В начале 1941 года начальником стройуправления был назначен Михаил Петрович Рябошапкин, главным инженером – Всеволод Валерьянович Мотылев. В январе приехал и первый директор строящихся заводов Або Аронович Плоткин, бывший «двадцатипятитысячник», человек, которого считают прототипом Семена Давыдова из шолоховской «Поднятой целины». Так были в основном скомплектованы руководящие кадры.

Много внимания развернувшемуся строительству уделяли обком партии и обком ВЛКСМ. Постоянно занимался вопросами этой стройки тогдашний первый секретарь Алапаевского РК ВКП (б), а с апреля 1941 года – первый секретарь горкома партии Иван Михайлович Трошин, опытный и умелый партийный работник.

Постепенно формировался рабочий коллектив. Стройка была объявлена комсомольской. В Алапаевск ехали комсомольцы по разнарядке обкома ВЛКСМ. В должности комсорга ЦК ВЛКСМ был утвержден Григорий Феоктистович Первушин, бывший инструктор обкома комсомола. С начала 1941 года на строительство стало приходить все больше молодежи. В их числе были А.И.Узюкин, А.И.Глебов, А.В.Балабанов, Л.Д.Исакова, Л.Г.Костяева-Иванова и другие. Шоферами работали П.П.Ермаков, Н.В.Черепанов, И.М.Перевалов, И.С.Кокшаров, В.Ф. Замараев и другие. В связи с передачей стройуправлению кирпичного завода были переведены: Т.Д.Кошкина, И.Н.Черных, П.В.Кизилов, С.П.Кривоногов, К.Т.Шаньгин и другие товарищи.

Утверждение должностей парторга ЦК ВКП (б) и комсорга ЦК ВЛКСМ позволило поднять авторитет коммунистов и комсомольцев, повысить роль партийной и комсомольской организаций. А это способствовало улучшению воспитательной работы в коллективе строителей.

 

Н.И. МЕЛКОЗЕРОВ

Продолжение читайте здесь:

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

ЧАСТЬ 5

ЧАСТЬ 6

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x