Страницы истории Алапаевского станкозавода: Часть 2

Начало вот тут:

ЧАСТЬ 1

Строительство началось

В ноябре 1940 года на левом берегу Нейвы начались работы по строительству бараков, дороги от Зыряновского моста до станции Алапаевск II, а сам мост реконструировался. Этот участок возглавил П.Д. Арсеньев.

В начале 1941 года развернулись работы и на основном объекте – главном корпусе. Создавались подсобные предприятия, гаражи, открылись щебеночно-каменный и песчаный карьеры, было налажено производство извести.

На участке по строительству бараков были созданы комсомольско-молодежные бригады. Их возглавили опытные и грамотные работники Клавдия Харлова, Любовь Исакова, Геннадий Мелкозеров и другие. В бригадах насчитывалось по 18-20 человек, заняты они были в основном на земляных работах. Несмотря на тяжелые условия, трудились с комсомольским задором, даже на ручной копке ям под фундаменты выполняли нормы по 200 процентов. Вскоре молодежные бригады образовались на большинстве объектов строительства.

Особенно трудоемкими были работы на строительстве дороги, связывающей завод с городом. На вывозке шлака там было занято более 80 автомашин. Но нагружать и разгружать их приходилось вручную. На стройке не было ни экскаваторов, и автомашин-самосвалов. Более того, имеющихся машин не хватало, часть водителей приходилось отправлять на погрузочные работы.

Инженерно-технические работники уделяли очень много времени обучению рабочих строительным специальностям. Дисциплина на стройке была на высоком уровне, любые задания выполнялись беспрекословно при высоком качестве работ.

К лету 1941 года

За зиму было сделано многое. К весне 1941 года построили три барака, в которых разместились управление стройки, магазин, медпункт, общежитие. Часть бараков была отдана под квартиры рабочим. Закончили реконструкцию Зыряновского моста через Нейву, связывавшего будущий завод с временным поселком. Были построены также вспомогательные объекты – лесозавод, бетонно-растворный узел, склады, ремонтные мастерские.

К весне 1941 года на стройке было занято свыше 1500 человек, около 150 автомашин. Были созданы необходимые условия для строительства механосборочного корпуса. Весной начали закладку фундамента главного корпуса и прокладку узкоколейных железнодорожных путей от лесозавода к основному объекту.

Объем работ был огромный. Из-за полного отсутствия землеройной техники рытье котлованов под фундамент производилось вручную. Поэтому, кроме основных рабочих, на стройку было привлечено много людей из других городов и поселков области. Трудились здесь также 700 студентов политехнического института и учащихся автодорожного техникума, которые жили в Рудаковской школе (бывшая школа №33, позднее – межшкольный учебно-производственный комбинат), в деревне Нейво-Алапаихе и палатках в поселке Майоршино.

В июне 1941 года была открыта школа ФЗО №1 на базе стройуправления с набором 175 человек по специальностям: столяр, плотник, каменщик, штукатур, маляр. Директором этой школы стал член ВКП (б) с 1919 года, участник гражданской войны Фёдор Матвеевич Тарский. Школа сыграла огромную роль в строительстве завода. Она обеспечивала стройку квалифицированными кадрами, да и в период учебы хорошо помогали учащиеся строителям в возведении объектов.

Перед началом Великой Отечественной войны в коллективе строителей насчитывалось более 3 тысяч человек. К тому времени было закончено строительство дороги между заводом и городом, построено 18 бараков, в одном из которых разместилась школа ФЗО. Были проведены большие работы по закладке фундамента и кладке стен механосборочного корпуса.

Продолжению строительства сильно помешала война. Многие рабочие в первые же её дни ушли на фронт. Среди них были Степан Кривоногов, Александр Узюкин, Павел Кизилов, Геннадий Мелкозеров, Иван Перевалов, Павел Ермаков, Николай Черепанов, Степан Солдатов, Валентин Замараев, парторг ЦК Павел Решетников и другие.

Из воспоминаний Г.Ф. Первушина

«Стройка была объявлена комсомольской. ЦК ВЛКСМ утвердил меня комсоргом на строительстве алапаевских станкостроительных заводов. Прибыл я в Алапаевск 20 марта 1941 года. Дела развертывались круто. В короткий срок были подобраны ведущие руководители, прибывала рабочая сила. Строительство началось, как обычно, с нуля. Сложности и трудности – обычные явления для новостроек.

Большое внимание уделялось устройству приезжающих на стройку. Они обеспечивались жильем, постельными принадлежностями, питанием. Чтобы не оттолкнуть молодежь, не дать ей разочароваться, людей размещали в арендованных бараках, частных домах, где жить удобнее, чем в палатках.

В работе комитета ВЛКСМ важное место занимали вопросы правильного устройства молодежи и использования её на рабочих места. Дело в том, что прибывшие рабочие строительных специальностей не имели. А труд неквалифицированный – это труд тяжелый, непроизводительный, низкооплачиваемый. Значит, надо было быстрее учить людей.

Мне постоянно оказывал помощь главный инженер В.В. Мотылев. Создавали группы (бригады) плотников, штукатуров, маляров и так далее. С ними проводилась техучеба, главным образом – методом практического показа. «Каждому рабочему – строительную специальность», — призвал комитет ВЛКСМ. Молодые рабочие в ходе учебы сдавали на разряды и постепенно прирастали к строительному делу.

Работа комсомола – многогранная. Хочется сказать, что всегда был и будет важным для вожаков молодежи вопрос организации досуга людей. Сплоченность, увлеченность чем-то идейным, интересным во внерабочее время сглаживает отрицательные впечатления от недостатков на производстве и в быту.

Работа в комитете распределялась по секторам. Политучебой, организацией докладов, бесед, обсуждение журнальных и газетных статей занимался сектор политмассовой работы, художественной самодеятельностью – сектор культмассовой работы, базой для которого был клуб лесников. Сектор спортивно-массовой работы организовывал соревнования и сдачу норм ГТО. По его инициативе был подготовлен проект сооружения простейшей водной станции на Нейве в районе стройки.

22 июня 1941 года, в воскресенье, почти вся наша молодежь вышла на массовый кросс. Шла сдача норм на значок ГТО. День был солнечный, теплый, настроение у всех – приподнятое. Во время соревнований я был вызван через посыльного в военкомат и в тот же день отправлен в армию. Дела я никому не передавал, да и времени для этого не было».

Храбрым воином стал бывший комсорг. Участвовал он в качестве замполита в боях на Западном, Белорусском и Дальневосточном фронтах. Награжден многими орденами и медалями. Демобилизовался в звании подполковника. Был потом секретарем горкома партии, директором завода, правда уже не в Алапаевске.

Тогда, в 1941-м, после ухода Г. Первушина в армию комсоргом на стройке стала Елена Бабушкина. Правда, недолго пробыла она в этой должности. Уже в январе 1942 года её избрали первым секретарем горкома ВЛКСМ.

 

Н.И. МЕЛКОЗЕРОВ

Продолжение вот здесь:

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

ЧАСТЬ 5

ЧАСТЬ 6

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x