Соколиные воинские сборы: Часть 6

Наша стажировка приближалась к концу. Подошло время принятия воинской присяги. Многие в ожидании этого дня уже выучили её наизусть.

Принимаем присягу

С утра после завтрака все занимались подготовкой обмундирования — гладили гимнастерки и брюки, подшивали свежие белые воротнички и начищали до блеска кирзовые сапоги. Ближе к обеду было сделано общее построение.

На небольшом плацу поставили два стола. И через несколько минут, пройдя парадным шагом вдоль нашего строя, перед нашей шеренгой выстроились три офицера воинской части в парадной форме. Начальник курса майор Филоненко в кратком вступлении напомнил нам, какие обязанности по защите Отечества возлагает на военнослужащего принятие присяги.

Принятие присяги
Мне передают карабин для принятия присяги.

Поскольку на всех присягающих был один карабин, то после принятия присяги присягнувший по определенному ритуалу передавал его следующему, а сам вставал в строй. Это мы отрабатывали наверное пару дней, чтобы всё прошло безупречно чётко.

Я принимаю присягу
Я принимаю присягу.

Так за час мы все приняли присягу. В заключение представитель полка еще раз поздравил нас и в напутствие сказал, что Военно-воздушные силы после окончания нами училища будут ждать пополнения своих рядов молодыми офицерами.

Присяга принята
Присяга принята.

Торжественное принятие присяги запомнилось мне на всю жизнь и оставило в душе неизгладимое впечатление. Ведь моя семья — все вместе — отдали более 70 лет служения сначала Рабоче-крестьянской Красной армии, а потом Советской армии.

Возвращение в училище

Последующие два дня мы приводили в порядок территорию нашего палаточного городка, сдавали на склад выданное нам обмундирование и готовились к обратной дороге, конечной точкой которой был Выборг.

Нас снова посадили в автобусы и привезли во Владимир, затем в поезд на Москву, несколько часов в столице, и вот мы уже в поезде на Ленинград. Что может быть лучше беззаботного пребывания в вагоне поезда, когда в окне мелькают станции и полустанки! Да и вдоволь выспаться под монотонный убаюкивающий стук колес тоже неплохо для курсанта. По прибытию в Ленинград переместились на родной Финляндский вокзал – вечный приют для приезжающих с ночевкой в увольнение курсантов Выборгского училища. Благо администрация вокзала не отказывала курсантам в форме в ночлежке на скамейках закрываемого на ночь вокзала.
Закрывался он в полночь и не работал до 5 утра.

И вот уже пригородная электричка поглощает курсантов – возвращенцев, и по истечение двух часов мы прибываем на родной вокзал Выборга.

Отрабатываем

После построения на училищном плацу встречающие офицеры, в том числе командир третьей роты старший лейтенант Жуков, объявил, что все прибывшие разместятся в помещении 3 роты. Конечно, плац и помещения училища выглядели не так, как это было в учебное время, когда по территории постоянно перемещалось 15 рот — полторы тысячи вечно занятых курсантов. Вдоль стен было уложено много строительных материалов, необходимых для ремонта служебных и жилых помещений – казарм и учебных аудиторий.

Выборг. Летное училище
Выборг. Наше училище.

Наша 5-я рота
Наша 5-я рота на параде. Командир Прудиус.

На следующее утро полковник Петр Николаевич Довгалюк выстроил нас на плацу и дал установку — вся рота будет разбита на несколько взводов, которые будут отрабатывать почти двадцать дней на разных работах, включая Судостроительный завод, Десятку и, конечно же, на благоустройстве территории училищного стадиона и помещений самого училища. Пообещал, что если работы будут выполняться быстро и в сроки, то мы уедем на каникулы раньше. С этим мы и приступили к отработке.

Эхо прошедших войн

В углу плаца — нашего замкнутого жизненного пространства, около входа в клуб, летом в помещениях опустевшего училища размещалось подразделение пожарной охраны. Они тушили пожары на территории всего Выборгского района.
Вечерами отдыхали и общались с пожарными. Они рассказывали, как в очагах возгорания во время тушения пожаров иногда «постреливали» патроны, а нередко и взрывались гранаты, «затаившиеся» с времен Финской войны 1939 года, особенно на бывших укреплениях линии Маннергейма на Карельском перешейке.

Нам это было знакомо. Осенью нас посылали на уборку овощей в совхозы и колхозы Выборгского района. А как же после рабочего дня не развести костерок и не приготовить на всех печёный в углях картофель, так называемые «печёнки». Вот однажды, когда вокруг горевшего костра собралась почти вся группа, мы с Володей Митюковым и Андреем Волковым пошли собирать дровишки для поддержания нашего кострища. И нашли в овраге авиационную бомбу, проржавевшую, с частично отвалившимися стабилизаторами, вероятнее всего из серии ФАБ-10 или ФАБ-15, а, может, и АО-15 или АО-20.

Внимательно осмотрели её и поняли, что она «обезглавлена» или обезврежена, взрыватель и остальное содержимое, давно покинули её тело. Решили, что самое время пугнуть наших однокурсников и освободить у костра место для себя. Взяв вдвоем бомбочку на руки, мы, медленно перемещаясь, направились к костру. Нарочито плавно пронесли её перед глазами восседающих у костра, чтобы те заметили нашу находку, а затем, подойдя вплотную к костру, демонстративно бросили её в огонь. Реакция была мгновенной — все бросились врассыпную и, наверное, отбежали метров за двадцать.

А мы со смехом расселись втроем около костра и начали вытаскивать приготовленные картофелины, похохатывая от устроенного представления. Через некоторое время разбежавшиеся вернулись к трапезе, с улыбочками поглядывая на раскрасневшуюся в костре железную болванку.

Побег

Вскоре командование решило нам выдать денежное довольствие. Это была ошибка с его стороны. Стало понятно, что пахать нам предстоит очень долго, а поскольку значение слова КУРСАНТ расшифровывается как Квалифицированная Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Нежелающая Трудиться, то в один из вечеров, мы, не сговариваясь, определились, что надо «сваливать» из этого трудового лагеря!

Решение созрело неожиданно, и было поддержано подавляющим большинством. Рано утром вся наша братия, прихватив чемоданы, отправилась на вокзал и с первой электричкой укатила в отпуск, то есть на настоящие, хотя уже значительно уменьшившиеся в сроках, каникулы. Многим из «беглецов» позднее пришли телеграммы с требованием немедленного возвращения в училище, но, похоже, никто на это не отреагировал.

Колонна Выборгского училища
Колонна училища во главе с командованием.

Так и кануло в Лету это наше наказание — возвращения с военной стажировки на отработку в училище. Кстати не знаю, стало ли это событие традиционным или прервалось на этом первом эксперименте — после окончания училища мы разлетелись по стране.

Разлетелись по стране
Разлетелись по стране...

Надеюсь, что прочитавшие вспомнят и расскажут...