Роза Соломоновна

10 июня ей исполнилось 100 лет. Не по жизни. Со дня рождения. Такие даты бывают не у каждого. Только у немногих. Их мало – избранных. Таких, что запоминаются на всю жизнь теми, кто их знал.

Роза Соломоновна БЕДЕРОВА – учитель математики. Легенда нашей первой школы. Для всех, кто учился у неё – она самая-самая-самая-самая-самая…

Эти воспоминания мне прислала одна из её учениц – Ирина Гудкова, в девичестве Лустова. Написала сама и попросила написать своих одноклассниц. Из выпуска теперь уже такого далекого 1976-го.

Роза Соломоновна Бедерова и Александр Андреевич Коржевский
Две легенды первой школы Алапаевска.
Роза Соломоновна Бедерова и Александр Андреевич Коржевский.

10А класс. Школа №1. Выпуск 1976 года.
10А класс, школа №1. Выпуск 1976 года.

Ирина ЛУСТОВА

Ирина Гудкова
Ирина Лустова.

Родители перевели меня в первую школу в пятом классе. Будучи заранее наслышана от них о «сильных» учителях, которые там работали, и уже много лет слыли в городе «самыми-самыми», я немного побаивалась у них учиться.

Но вот начался учебный год. В то время с пятого класса вводилась предметная система обучения – у каждого предмета появился свой учитель. Это новшество вызывало тревогу у всех моих одноклассников, и, конечно, у нас поначалу возникли трудности, но они быстро закончились, и как раз потому, что у нас преподавали те «самые-самые». Они умели превратить скучную учёбу в интересное познавательное обучение.

Одним из лучших педагогов в школе была Роза Соломоновна Бедерова. Она преподавала нам алгебру и геометрию.

Внешне скромная, но всегда очень аккуратно и опрятно одетая. Я не помню её на каблуках, но помню её в суконных коротких сапожках. На голове — только платочки или пуховая шаль. У Розы Соломоновны были густые тёмные волосы на прямой пробор, заплетённые в длинную косу, скромно уложенную на затылке. Она и ученицам не разрешала краситься или завивать кудри. А на их любопытство, как она ухаживает за волосами, без всякого стеснения отвечала, что моет их хозяйственным мылом. Для неё внутреннее содержание человека всегда было гораздо важнее! Это она всегда внушала и нам, своим ученикам. Часто воспитывала нас, как родная мама.

Увлечённая своим предметом, требовательная к ученикам, строгая, но всегда справедливая и доброжелательная, она на своих уроках так умела захватить наше внимание, что сухой и сложный язык математики становился интересным и доступным даже для самых слабых учеников. Математика — точная наука, и речь Розы Соломоновны всегда была лаконична, отточена — ни одного лишнего слова, говорила всегда медленно, с расстановками. Раньше не было интернета и всю полезную информацию приходилось откладывать в своей памяти и держать в голове, «разложив всё по полочкам». Роза Соломоновна всегда строго проверяла, чтобы формулировки математических правил мы заучивали наизусть, чтобы они у нас «отскакивали от зубов».

— И зарубите это на своих курносых носах! — говорила она.

Это позволяло нам потом в любой момент, на любой контрольной работе «вытащить» из своей памяти любое правило, любую теорему и выполнить любое задание.

Объясняя самую сложную тему, она могла нас так заинтересовать и увлечь, что тема уже не казалась нам скучной. Нам хотелось учиться! Роза Соломоновна умела превратить сложное в увлекательное. Доска пестрела от множества сложных алгебраических выражений, чертежей и доказательств геометрических теорем, а мы воспринимали их как разминку для ума, как ребусы, которые нужно непременно разгадать.

Не секрет, что у многих учителей есть «любимчики». У Розы Соломоновны «любимчиков» не было — она старалась даже самого отъявленного двоечника вытянуть хотя бы на средний уровень успеваемости по математике, создать у него внутреннюю мотивацию к учению. Она была заинтересована в каждом ученике, в его успехах, знала наши особенности и возможности, помогала нам в случае затруднений, умела выявить у нас незамеченные до того способности. А занималась с отстающими всегда после уроков, в своё личное время.

Она импровизировала, создавала условия для проявления нами инициативы, самостоятельности, творческой активности. Так, с целью расширения и углубления наших знаний, в 9 классе она стала вести у нас ещё и факультативные занятия по математике. Они длились по 2 часа подряд, и Роза Соломоновна давала нам на них материал, которого не было в школьной программе. На факультативах она предлагала нам такие задачи, с которыми не могли справиться даже абитуриенты при поступлении в УПИ. И мы настойчиво искали и порой находили правильное решение.

Самые яркие воспоминания остались у меня о факультативном занятии по «золотому сечению». Вначале Роза Соломоновна загадочно сказала, что, по мнению Иоганна Кеплера, геометрия владеет двумя сокровищами — теоремой Пифагора и «золотым сечением». И если первую знал каждый школьник, то про «золотое сечение» не каждый даже слышал. Занятие было очень необычным — мы сами с помощью чертежа разъясняли суть этого понятия, знакомили своих соучеников со «звёздчатым пятиугольником», открытым ещё в XV веке итальянским математиком Лукой Пачоли, другом Леонардо да Винчи. А потом я увлечённо рассказывала о проявлении «золотого сечения» в изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре, в музыке и даже в поэзии! При этом наш класс погрузился в темноту, и с помощью эпидиаскопа на стене появлялись изображения «Джоконды» и «Аполлона Бельведерского».

Такие факультативы помогали нам в учёбе, позволяли глубже познать математику и полюбить её.

Роза Соломоновна обеспечивала высокий уровень обучения и давала нам глубокие, прочные знания. Её добросовестное отношение к своему предмету сказывалось на качестве и результатах обучения. Поэтому не удивительно, что многие её ученики без особого труда выдерживали высокие конкурсы при поступлении в технические вузы. Она всей душой отдавалась работе. До семи часов вечера она вела уроки в школе, порой без единого «окна». А ведь у неё была ещё и большая семья, она успевала воспитывать четырёх детей. Имена двух старших дочерей — Тани и Маши как медалисток были вписаны на доске почёта в нашей школе. А ещё росли два замечательных сына. В их воспитании, конечно же, помогал Розе Соломоновне её верный супруг, всеми нами любимый учитель истории и обществоведения Александр Андреевич Коржевский. Их объединяли не только трудности и радости семейной жизни, но и проблемы образования в школе. Так они и шли по жизни «рука об руку» и жили «душа в душу».

Всю свою жизнь я не перестаю мысленно благодарить любимую Розу Соломоновну за то, что она научила нас логически мыслить, самостоятельно и быстро находить рациональные методы решения любой задачи. Сейчас можно уверенно сказать — любой жизненной задачи! Потому что её личность оказывала влияние не только на наше стремление хорошо учиться, но и на наше эмоциональное состояние, на наше мировосприятие.

Таня АНДРОСЕНКО

Таня Андросенко
Таня Андросенко

Роза Соломоновна — наш милый и добрый учитель математики. Учила нас не только алгебре и геометрии, но и жизни, и ответственности за свои поступки. С увлечением отдавалась она наукам математики, и нас приучала к тому же. Многим из учеников пригодились эти знания. В моей памяти — её добрый взгляд и всегда спокойная речь мудрого учителя.

Вера ФОМИНА

Вера Фомина
Вера Фомина.

После 8 класса я решила забрать документы и уйти из школы. Стояла на первом этаже и ждала завуча. Подошла Роза Соломоновна, спросила, почему я стою. А узнав причину, выгнала из школы со словами:

— Нет, пойдёшь в 9 класс!

Так, с подачи Розы Соломоновны, я и закончила среднюю школу.

Таня АРИСТОВА

Таня Аристова
Таня Аристова.

Розу Соломоновну я всегда вспоминаю и буду вспоминать с благодарностью и любовью. Это была учитель по призванию и от Бога. Строгая, требовательная и справедливая. Она всё делала для того, чтобы мы знали математику. Сколько было дополнительных уроков! Она любила свой предмет и эту любовь передала мне. Математика — моя любимая наука. Я и сейчас вспоминаю чёрные, красивые глаза Розы Соломоновны, её причёску. Красивая женщина! Такой я её и буду помнить.

Алла РЯБЫХ

Алла Рябых
Алла Рябых.

Помню, в 10 классе у нас была контрольная работа по алгебре. Я в математике была слабовата, и мне постоянно помогал одноклассник, Саша Подойников. Так было и в тот раз. Саша частенько решал задания своими «новыми методами». Списав решённый им мой вариант, я сдала работу и успокоилась.

На другой день Роза Соломоновна выдаёт тетради. Я открываю свою и с удивлением читаю: «Свою оценку смотри у Саши Подойникова!» Вот таким умнейшим преподавателем была Роза Соломоновна!

В наше время учитель был как Бог. Спорить или не слушать его было просто неприлично. Я любила помодничать в старших классах. Один раз пришла на урок Розы Соломоновны с накрашенными ресницами и сидела, опустив глаза. Но это было бесполезно. Увидев такую «красоту», она сказала: «Студентка третьего курса, будьте любезны встать и проследовать в туалет. Вернитесь ученицей 10 класса». Пришлось встать и пойти смывать тушь с глаз. Больше на уроки Розы Соломоновны я не красилась.

Виктор ЛУСТОВ и Людмила ЛУСТОВА (ГРАЧЕВА)

Виктор Лустов
Виктор Лустов.

Людмила Грачева
Людмила Грачева.

Когда мы учились, Роза Соломоновна заслуженно считалась одним из сильнейших математиков в городе. Это был грамотный и требовательный педагог. Многие из её учеников достаточно легко поступали в технические вузы, где математика была одним из профилирующих предметов. Знаем, что вне стен школы Роза Соломоновна была радушной хозяйкой. На какой-то праздник мы классом собрались в доме у Коржевских — было очень уютно, и мы прекрасно провели время!

Алла РАЩЕКТАЕВА

Алла Ращектаева
Алла Ращектаева.

Розу Соломоновну часто вспоминаю. Мне трудно давалась математика, но я всегда с благодарностью вспоминаю её терпение по отношению к таким «непонимашкам», как я. Она великолепный педагог!

Наташа КОРНЕЕВА

Наташа Корнеева
Наташа Корнеева.

Прошли крутые юбилеи, годы, сроки.
Но это правда, а не миф,
Что я все помню геометрии уроки
И Розу Соломоновну на них.

Легко, как будто маленьким оркестром,
Глазами, указанием руки
Руководила классом, и мы с места
Ей отвечали и солировали у доски.

У человека не бывает крыльев.
Она же призывала нас летать,
Когда впервые, не взглянув в учебник,
Нам предлагала теорему доказать.

И открывался островок науки,
И получала я полёта благодать,
Улыбку глаз её, когда сдавалась теорема,
По чертежу «Дано» и «Доказать».

Да, нынче интернет и прочие науки,
И я не знаю, благо это иль беда.
Но жалко мне, что мои маленькие внуки
Таких уроков не получат никогда!

 

Читайте также ещё об учителях Алапаевска

УРОКИ ФИЗИКИ — Об учителе физики школы №1 Зинаиде Игнатьевне ГОРДЮШЕВОЙ

НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ — Об учителе русского языка и литературы школы №1 Галине Николаевне ЖИГАНОВОЙ

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ — Об учителе русского языка и литературы школы №1 Антонине Андреевне КОРЖЕВСКОЙ

КЕЙТ — О преподавателе школы искусств им. П.И. Чайковского Леониде Юрьевиче КЕЙТЕ

Комментарии 3

  • Олег Владимирович, спасибо! Ваши статьи всегда очень интересны!

  • Да... Роза Соломоновна! Еще в средних классах мы слышали от старшеклассников: «Роза Соломоновна. Попадете к Розе Соломоновне!» Это напоминало раскаты грома начинающейся грозы. У нас она преподавала только один год — 9-й класс. Преподавала так, что годовую контрольную написали на отлично даже откровенно слабые в математике ученики. Не все. Но мне запомнилось, что класс написал в целом очень хорошо. Как это ей удалось? Не сразу получился контакт между ней и классом. Были и проблемы. Но было и такое: плановые уроки по математике в первой смене прошли, Роза Соломоновна видит, что класс ленится и оглашает свое решение: «Идите на обед в столовую. А первый урок (а то и второй) второй смены — занимаемся математикой (ну, там алгеброй или геометрией).» Понятно — для нее бесплатно. В комментарии, конечно, не напишешь о таком преподавателе и человеке практически ничего. Но факт — о Розе Соломоновне я всегда вспоминаю с особой теплотой. Благодаря ей я поступил в институт. Она меня готовила к поступлению (как и десятки других ее учеников). Быстро решив все задания на вступительном экзамене по математике, я раз за разом просматривал эти задания и никак не мог понять: где подвох? Почему экзаменационный билет такой легкий? Экзамен по математике в институте не может быть таким легким! Времени на экзамене оставалось много, и я оставшееся время занимался оформлением решений: до последней запятой, до последней точки. Это — тоже от Розы Соломоновны: правильное решение должно быть правильно оформлено. А после зачисления бежал к ней (как и многие ее ученики) сказать спасибо и принести записанные задания своего экзаменационного билета. Огромное Вам спасибо, Роза Соломоновна! Олегу Шамрицкому большое спасибо за эту рубрику о наших учителях. Это — великое дело. Можно было бы, продолжить. Об Александре Андреевиче, Анне Федосеевне, Петре Борисовиче, Галине Ивановне. Кто-то, может быть, напишет о своих учителях. Это было, действительно, легендарные люди и преподаватели.

Добавить комментарий